Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Снегирева Оксана Ильинична

Организация: МБДОУ общеразвивающего вида Детский сад №8 «Василек»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Бугульма

В первой младшей группе рекомендуется проводить занятия 8 раз в месяц по развитию речи - советует Гербова В.В., кандидат педагогических наук, автор методических пособий по развитию речи дошкольников. Этим советам следую и я,  Снегирева Оксана Ильинична-  воспитатель первой младшей группы. Вот уже 10 лет мои наблюдения показали, что для освоения одних умений ребенку 2-3 лет достаточно 2-3 занятий, для освоения других – гораздо больше времени в течение всего учебного года.

Младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них  несовершенны.  Ребенок с трудом уделяет внимание тому, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя свой рабочий день, занятия, подвижные игры тщательно продумываю чему учить, как учить и зачем это надо. Особенное внимание уделяют эмоциональному настрою  своей речи, громкости голоса, выразительности, чувственности. Все это помогает «настроить» ребенка в активную беседу. Например, придя на работу во второй половине дня, я с удивлением рассматриваю и показываю детям то, что у меня в руках. Обычно это бывает цветной пакет или детская сумочка. Ребятам интересно узнать что там, но так как наступило время обеда, то я обещаю все продемонстрировать после тихого часа. Дети верят и ждут. Как правило, в сумочке или пакете находится «необходимое» для занятия. Для физкультуры- скакалки, мячи, для конструирования – конструктор и т.д.

На занятие детей усадить так, чтобы они не мешали друг другу и не нарушали «своего личного пространства». Легко возбудимых детей «сажаю» рядом с собою. Необходимо помнить то, чтобы малыши видели педагога и предметы (сюжетные картинки, наглядные материалы) хорошо. У детей этого возраста яркие предметы, сюжетные картинки вызывают устойчивый интерес. Поэтому учебные пособия должны быть интересными, современными и красиво оформленными.

Дети 2-3 лет склонны к подражанию (и педагогу, и сверстникам, и родителям). Они легко копируют то, что видят и слышат. Поэтому большое значение имеет речь воспитателя, умение разговаривать с детьми. Речь должна быть четкой, выразительной, интонационной, неторопливой. Свою речь я продумываю заранее, не засоряю ее «случайными» репликами, обращаю внимание на правильность построения предложений. Используя на занятие новое слово, одобряю попытки детей воспроизвести его, тем самым, обогащая активную речь. Важно помнить, что речь воспитателя является эталоном для подражания.

Всем известно, что ребенку третьего года жизни легко что-то внушить. Об этой особенности необходимо помнить всегда. («У Вероники все получится…, Витя найдет нужную картинку…,Данил принесет то, что у него просим… и т.п.»)

Диалоги с детьми должны быть обстоятельными, а мой интерес к беседе должен быть серьезным. Ребенку необходимо знать и дать понять, что все происходящее сейчас очень важно для нас всех. Например, если в дверь стучатся, то я подхожу и спрашиваю «Кто там?», «А кто вы?». Заинтересовываю детей происходящим. Преследую цель – еще раз напомнить ребятам о том, что дверь открывать нельзя «чужим». Вот такой урок безопасности.

Кроме того, существуют еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения:

  • Сочетание хоровых и индивидуальных ответов;
  • Использование разнообразных демонстративных материалов;
  • Использование заданий, помогающих сменить статистическую позу.

 

Приведу режимные моменты, способствующие развитию речи детей раннего возраста.

Игра. «Как у нашей дочки»

Чему учится ребенок: рассказывать стихотворение, называть части тела, понимать значение существительных и уменьшительно-ласкательным суффиксам.

Оснащение: зеркало.

Ход игры: посмотрите в зеркало, пусть педагог и ребенок увидят свое отражение. Скажите: «Посмотри, какие мы красивые. А я знаю стихотворение и прочту его для вас». Стихотворение Е.А.Благининой «Как у нашей дочки».

Произносим вслух:

   Как у нашей дочки

   Розовые щечки.

   Как у нашей птички

   Темные реснички.

   Как у нашей крошки

   Тепленькие ножки.

   Как у нашей лапки

   Ноготки-царапки.

Ребенок показывает части тела (щечки, реснички и т.д.), учится говорить четко, внятно, не стесняясь.

Эту игру проводим неоднократно в течение года. (М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Начинаем говорить» 2004 г).

Режимный момент «Чисто-чисто говорим»

Чему учится ребенок: закреплению правильного произношения звуков речи, отрабатывать дикцию, тем и ритм речи.

Ход режимного момента: перед приемом пищи, когда дети уже сидят за столами, а помощник воспитатель еще не принесла обед (завтрак, ужин) воспитатель предлагает «поговорить»:

Па - па, у меня крупа,

Пы - пы, нет уже крупы,

Пу -пу, съели всю крупу.

 

Па - па-это папа,

      Ма - ма - это мама.

Ко – ко - ко - это кот.

Ро - ро - ро - это рот.

Режимный момент «чистоговорки» формирует умение правильно использовать падежные формы слов.

Проводим регулярно.

(Материал взят М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Начинаем говорить» 2004 г).

«Минутка здоровья»

Чему учится ребенок: согласовывать движение с текстом, правильно формировать грамматический строй речи(существительное – глагол).

Ход режимного момента:

Воспитатель предлагает поиграть с детьми. Дети стоят, не нарушая «личного» пространства.

Эй, девчонки, эй, мальчишки

Что сегодня делал Мишка? (удивляются).

Педагог предлагает:

Мишка бегал (бегут)

Мишка спал (ложатся на ковер)

Мишка ножки поднимал (поднимают ножки).

Позднее дети сами начнут предлагать действия

Мишка кушал, Мишка прыгал, Мишка сказки  слушал и т.д.

Проводится регулярно (Материал взят из газеты «ЗОЖ» 2007).

Дидактическая игра «Вот  цветной сарафан»

Оснащение: однотонный сарафан с нашитыми пуговицами, узоры – цветы.

Чему учится ребенок: развитие мелкой моторики кистей рук, закрепление цвета, развитие тактильности (цветы вязанные из шерсти, сшитые из х/б материала),развитие речи детей младшего дошкольного возраста. (Авторская)

Ход игры: перед детьми (2-4 ребенка) лежат сарафан с нашитыми пуговицами. Узоры-цветы лежат рядом. Необходимо нанизать цветы на пуговицы сарафана. Узоры-цветы основных цветов (синие,  желтые, красные, зеленые).

«Вот цветной сарафан

Только нет узоров там.

Ты цветочки собери

И красиво положи».

 

Развитие у детей фантазии  - одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Фантазия проявляется и  в выборе сюжета игры, и в том, как этот сюжет развивается, какими  средствами ребенок создаёт различные образы, как он сам относится к своему творчеству. Хороший воспитатель найдёт правильные приёмы руководства играми, которые будут способствовать развитию фантазии детей и в то же время помогут им лучше понять окружающее.

 

Список используемой литературы:

«Начинаем говорить» 2004 г. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина .,

«Программа воспитания и обучения а детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.       В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2005г.,

«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой, 2009 г.

Опубликовано: 12.04.2015