Цветные карточки как первый этап по использованию синестезии

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Двужильный Герман Валерьевич

Организация: МОБУ «СОШ № 21»

Населенный пункт: Приморский край, г. Дальнегорск

Для повышения учебной активности учащихся учителя применяют различные методы. Выбор методов зависит от поставленных целей, особенностей класса, темы урока и т.д.

Часто бывает так, что работающими на уроке являются не все ученики класса, соответственно, результативность учебного процесса может быть снижена. Психологи свидетельствуют о неразрывной связи сознания и деятельности. Поэтому, вовлекая в работу на уроке всех учащихся, мы можем улучшить их показатели. Без концентрации внимания учеников на уроке учитель не сможет добиться поставленных целей. На нейрофизиологическом уровне теория внимания понимается как процесс активизации определенной корковой зоны мозга с одновременным торможением возбуждения в соседних зонах. Надо учителю постараться “задействовать” нужные для учёбы зоны мозга учащихся.

Одним из методов повышения активности и, как результат, повышение качества знаний – работа с разноцветными карточками. Ведь люди воспринимают большую часть информации,  около 80 % через зрительный анализатор. Существует целый раздел в психологической науке, изучающий способность человека воспринимать и обозначать цвета, который так и называется - психология восприятия цвета.  Цвет улучшает самочувствие, поднимает настроение, помогает настроиться на рабочий лад и т.д. Выбор цветовой гаммы часто бывает бессознательным и по предпочтению того или иного цвета можно многое узнать о другом человеке.

Исследования показывают, что действительно цвет воспринимается человеком как сопровождающая информация какого-либо объекта. В нашем случае цвета будут сопровождать варианты ответа на уроках.

Прежде, чем начинать работу с цветными карточками, полезным будет провести с учениками разъяснительную работу. Надо объяснить им значение цветов с точки зрения психологии, тогда будет понятно, почему на светофоре именно эти цвета. Почему в школьных кабинетах нельзя с точки зрения проверяющих школу служб применять очень яркие цвета, например, красный для декорации стен и пола. Хорошо будет, если учитель напомнит о цветах, разрешённых для использования в школьной форме.

Не менее трёх цветов используют и при создании так называемых “Карт ума”, “Интеллект карт” или Mind Maps (http://youdevelopment.ru/upravlenie-sobojj/uchimsya-sostavlyat-karty-uma). Эти карты представляют метод графического представления мыслей, событий, идей и т.п. Считается, что словесное письменное описание способствует лишь засорению мозга лишней информацией и что более привычно для него именно визуальное воплощение причинно-следственных, ассоциативных и других связей. Применяя ниже описанный метод, мы фактически переходим на уроке к использованию синестезии (комбинирование всех видов эмоционально-чувственного восприятия).

Значение зелёного цвета (характеристика в нашем случае правильного ответа)

Зелёный - спокойный и уравновешенный цвет. Помогает расслабиться и успокаивает нервную систему. Одеваясь в зелёное, вы сигнализируете о своей дружелюбности и уравновешенности. Зелёный интерьер способен помочь при бессоннице, подходит эмоционально-неуравновешенным людям, а также снижает аппетит - используйте светлые оттенки зелёного в спальне или на кухне. Тёмно-зелёный и изумрудный помогают сконцентрировать внимание (используйте для оформления рабочего кабинета).

Значение жёлтого цвета (характеристика неполного ответа)

Жёлтый цвет стимулирует энергию, оптимизм, умственную активность и возвращает любовь к жизни. Его полезно использовать в кабинетах, где занимаются умственным трудом и необходима высокая сосредоточенность. В одежде, как и оранжевый, помогает выглядеть молодо, задорно и активно.

Значение красного цвета (характеристика неправильного ответа)

Красный цвет символизирует жизненную энергию, стимулирует и возбуждает. Является цветом смелых и решительных, но, с другой стороны, может быть симпатичен агрессивным, жестоким и мстительным людям. Если хотите выглядеть заметно, смело и выразительно, выбирайте красный.

Сейчас уже доказано, что цвет воздействует на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс является нормальным, в голубой — замедленным, а в красной — заметно учащенным. Если облучать руку человека перед измерением силы сжатия кисти красным или оранжевым светом, то показания силы значительно возрастают. У лиц, адаптированных к красному цвету, явление укачивания развивается значительно позже, нежели у лиц, адаптированных к синему цвету (http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/23/issledovatelskaya-rabota-znachenie-tsveta-v-zhizni-cheloveka).

Хорошо перед первым применением цветных карточек показать презентацию о свете и цвете (http://5klass.net/izo-7-klass/tsvet-v-zhizni-cheloveka.html).

Ученые разработали методы исследования человеческой психики, основанные на предпочтении цветов. Первым создателем цветодиагностики стал швейцарский психотерапевт XX века Макс Люшер. Информация о его диагностике есть в интернете и её можно провести с детьми (http://psyfactor.org/lib/colorpsy7.htm).

Карточки выдаются всем учащимся, по 3 штуки: зелёная, жёлтая, красная. Такие цвета были выбраны по знакомой всем реакции на сигналы светофора. Обязательно надо при первом применении карточек на уроке объяснить принцип работы. Обычно ученики быстро улавливают, что от них хочет учитель и включаются в работу. Такой метод был применён мною на разных классах, начиная с пятого и заканчивая одиннадцатым классом. Во всех классах получилось задействовать через карточки 100 % учащихся, так как не работающих сразу видит учитель -  у них не поднята ни одна карточка.

В нашем случае зелёная карточка обозначает правильный ответ, жёлтая – частично верный ответ, красная – ответ не верен. Учитель задаёт вопрос классу, но отвечает устно только один ученик, потом все в классе должны поднять только одну карточку для оценки его ответа. После ответа учитель даёт несколько секунд, чтобы дети подумали, правилен ли ответ. Сколько дать времени классу на обдумывание ответа ученика – это выбор учителя. Я даю, в зависимости от класса, от 3 до 5 секунд.

Наличие трёх карточек даёт возможность классу достаточно точно оценить ответ, но бывает так, особенно у 5 и 6 классов, что дети поднимают сразу две карточки, например – зелёную и жёлтую. В такой ситуации не стоит ‘’наказывать” поднявшего две карточки ни устным порицанием, ни занижением оценки, а надо попросить его объяснить свою точку зрения, а потом всё-таки нацелить на поднятие только одной карточки в следующий раз.

При такой работе класса общая картина видна сразу – кто и как знает материал видно по цветовому фону поднятых карточек. Здесь дело за учителем, как использовать этот цветовой фон. Оценивать всех учащихся в конце урока по сумме поднятых при опросе правильных и неправильных карточек или таким методом не ставить оценки всем ученикам класса, а лишь вовлекать их в работу.

Можно разделить класс на группы по 4-6 человек и поднимать одну карточку тогда надо будет группе. Такой подход будет давать шанс слабо успевающим детям в группе на получение положительной оценки, если учитель оценит единой оценкой всю группу. Группы могут быть малыми, когда всего 1 парта получает возможность поднимать одну карточку.

Цветовая гамма может быть применена другим образом. Например, каждому ученику выдаётся бланк, где есть номера вопросов, которые будут заданы на уроке. Под номерами на бланке пустое место, которое ученик заполнит одним соответствующим цветом: зелёным, жёлтым, синим. При этом у каждого отвечающего должны быть на уроке три карандаша, или три маркера соответствующего цвета. Работа может быть построена, как описано выше, то есть вопрос задаёт учитель, а один ученик отвечает. Его ответ оценивают ученики на бланке. Может учитель задавать вопрос и сразу говорить ответ, а ученики оценивать верность цветом в бланке.

Для 5-6 классов и ниже может быть интересна работа в тестовой форме, когда есть бланк с вопросами и для каждого вопроса по 3 ответа. Один ответ будет правильным, второй частично правильный и третий неправильный. Маленькими разноцветными клеящимися стикерами ученики должны напротив 3 ответов показать их. 

В конце урока учителя часто просят учеников оценить свою работу. Это также можно сделать с помощью цветных карточек. Зелёная – у меня хорошая работа, жёлтая – не очень старался, красная – плохо поработал. Психолого-эмоциональная картина урока будет видна, когда ученики оценят, понравился ли им урок с помощью трёх цветов. Они могут просто поднять карточки на вопрос учителя - понравился ли им урок. А могут и выходить к доске и прикреплять цветные стикеры.

Во всех перечисленных выше случаях вместо цветных карточек можно применять карточки со смайликами трёх видов: радостная улыбка, нейтральная, грустная. Для своего портфолио ученик может применить цветную оценку или оценку смайликами каждого урока. Так оценить свою работу или эмоциональный фон урока. По окончании четверти хорошо и для ученика и для учителя будет видна картина – есть ли прогресс или его нет в работе ученика.

 

Список литературы: 

  1. Волкова М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии.

            ИПК МГУ им. Невельского. Владивосток, 2007.

  1. Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И., Хисматуллина Л.Я., О.В.Черкасова Психология и педагогика. Самарский университет. Самара, 2003.

3.http://youdevelopment.ru/obraz-zhizni/znachenie-cveta-v-zhizni-cheloveka

  1. http://youdevelopment.ru/upravlenie-sobojj/uchimsya-sostavlyat-karty-uma
  2. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/23/issledovatelskaya-rabota-znachenie-tsveta-v-zhizni-cheloveka
  3. http://5klass.net/izo-7-klass/tsvet-v-zhizni-cheloveka.html
  4. http://www.fillosoff.ru/nepoznannoe/psychology/42-psychology-of-color.html
Опубликовано: 14.12.2016