Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Кобелева Рина Тимурхановна

Организация: МБ ДОУ «ДС № 9 «Алёнка»

Населенный пункт: Пермский край, г. Оса

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Учитывая практическую значимость экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи, призванные восполнить данный пробел в кружковой работе.

Целью моей работы было: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд  задач:

1. Создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.

2. Формировать у детей представления об окружающем мире.

3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

4. Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности.

5. Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

Свою работу по  экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я начала с изучения литературы по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина ТА, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой и пр.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод  о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно. Так как в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Совместная экспериментальная деятельность проводится в форме кружковой работы один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут. Также ведется дополнительная работа с  детьми, которые  проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. Организация экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Провела диагностику:  с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе, используя  методику   Прохоровой  Л.Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам  диагностики только 13% детей отдали предпочтение  экспериментальной деятельности.

Данные диагностики  наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети  испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.

2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.

3. Человек - функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства,       преобразование предметов и явлений и др.

При выборе темы соблюдаю следующие правила: тема должна быть интересной,  увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребёнка. Ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в том, что они неизвестны только детям, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они практически безопасны, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

1. Постановка проблемы.

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проверка гипотез, предположений.

4. Обсуждение увиденных полученных результатов.

5. Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: внешние стимулы - новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент почему так?, ситуация выбора.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей. В уголке имеется   разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.      

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым  развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Дети работают самостоятельно, я  по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь   результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

С целью выявления отношения родителей к экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не допонимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об  организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны  и проведены  родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал  в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями.  Кроме книг подобраны  картины, иллюстрации, познавательные игры.

В результате проведенной работы родители:

1. Научились организовывать элементарные эксперименты.

2. Оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях.

3.  Повысили уровень педагогических знаний.

Повторное анкетирование родителей подтвердило это.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой (методика « Маленький исследователь» Л.Н. Прохорова). Отмечается положительная динамика по всем критериям  овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

1. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах. О свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

2. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

3. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

4. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  6. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
  8. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
  9. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
  10. П. Рыжова, Игры с водой и песком.
  11. Н. Рыжова, Опыты с песком и глиной. Журнал Обруч. 1998г.-  № 2
Опубликовано: 07.04.2015