Деятельность социального педагога на «территории свободного общения»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Карлышева Екатерина Ивановна

Организация: МБУ ММЦМ «Ровесник»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский

В  наше  время  поиск  своего  места  в  жизни – это  и  решение  проблемы   профессиональной  ориентации – выбор  «кем  быть?», и  глубокое   личностное   самоопределение,  поиск   социально – нравственной  и  психологической   позиции  в  мире  человеческих  контактов -  выбор  «каким  быть?».

Воспитательные  системы  переживают  сегодня   «ценностные  ломки». Проблемы   возникают  в  противоречиях   между  прежним   содержанием   работы  и   новыми   социально – экономическими  условиями, межведомственной  пассивностью.

Проблема личностного самоопределения  подростка вытекает,  прежде  всего,  из  самого   факта   дестабилизации   социальной   жизни,  социального   поведения.  В  итоге   современный  подросток   оказывается   не  только  на  «перекрестке»   выбора,  но  и  в  ситуации,  когда   установленные  на  нем общественные   «светофоры»   дают  противоречивую   информацию,  а   то  и  не   работают   вовсе.

Подростковый  возраст – самый  драматический  в  жизни  человека. Это  период  мучительных  душевных  потрясений  и  коллизий, своеобразная   эпоха   «бури  и  натиска»  в  судьбе   формирующейся  личности.  Вместе  с  тем   это   самый   ответственный  период,  поскольку  здесь  складываются   основы  нравственности,  формируются  социальные  установки – отношение  к  себе,  к  людям,  к  обществу. Подростковый период выступает как социально-психологическое явление, которое характеризуется конкретными обстоятельствами развития общества и качественными изменениями в формировании самосознания, становления личности подростка. Процесс развития самосознания подростка происходит на разных уровнях, которые отражены в последовательных стадиях становления личности: признание самостоятельности в 9-10 лет; развёртывание потребности в общественном признании в 12-13 лет; осознание своей приобщённости, активный поиск путей развития предметно-практической деятельности в 14-15 лет. На данных стадиях происходит осознание подростком себя в системе общественных отношений, реализация потребности в самоутверждении, в самосовершенствовании.

В современных условиях помочь подростку осознать себя общественно значимым существом могут социально-педагогические и дидактические технологии. Данные технологии успешно применяются и в социально-педагогической деятельности   и в личной практике социального педагога молодежного центра «Ровесник», помогают наиболее полно раскрыть картину личностного самоопределения подростка.

Жизненное  пространство  подростка  не  может  ограничиваться  только  школой, семьей, оно  должно  простираться  до  границ,  очерчивающих  сферу,  которую  осваивает  подросток. И  очень  важно  чтобы  окружающая  его  среда   была  к  нему  не  враждебна,  а  адекватна  его  социальным  интересам  и  способностям.  Только  тогда  он  сможет  осознать  свою  самостоятельность,  найти  благоприятные  условия  для  удовлетворения  своих  социально – ценностных  потребностей, для  самоопределения  и  самореализации.        

Результаты социологических исследований свидетельствует, что 75% подростков  и молодежи нуждается не только и не столько в материальной помощи, сколько в представлении социальных услуг. Молодежные центры должны быть ориентированы на создание условий для   саморазвития подростков, оказание им поддержки в реализации собственных возможностей.     

Большое  значение  для  подростков  имеет  жизнь  вне  школы. Для  многих  подростков  это  основной  мотив  прихода  в  Центр, где  можно   реабилитироваться   после  не признанности  в  школе  из-за  отсутствия  учебных  умений; получить  шанс  сбросить  «лягушечью   кожу», найти  свое  место  среди  сверстников. Работа  педагогов  в  центре, организованная  как  планомерный  воспитательный  процесс, направлена  на  стимулирование  познания    подростками  самих  себя, осознания  своих  личных  качеств, что  создает  условия  всестороннего  развития  интересов  и  способностей подростков. Необходимым  условием   для  самоопределения  подростка   является   функционирование    в Центре  педагогического   пространства  через  создание  и  использование   ситуаций, требующих  самоопределения  подростков.               

Взаимодействие педагога  и  подростков  как  субъектов  собственного  самоопределения  заключается  в  организации  таких  формирующих   обстановок  и  ситуаций, где   активным  звеном  выступает  совместное  творчество   педагога  и  подростка. 

Так  же  источником  и  движущими  силами   становления   самоопределения  подростков  является   сочетание   различных  видов  деятельности. Включение  подростков  в  познавательную, ценностно- ориентировочную, трудовую, коммуникативную, игровую  и  творческую  деятельность, как  педагогическое  условие, предусматривает  активизацию  и  стимулирование  самопознания, самосознания, самооценки  и  других  не  менее  значимых  качеств, раскрытие  их  возможностей.   Но на сегодняшний день ощущается стремление подростков к независимым и свободным видам досуга.

Необходимо понимать потребности  подростков для того чтобы предлагать им те или иные мероприятия.

В МБУ ММЦМ «Ровесник» для подростков и молодёжи работают 17 объединений разной направленности:

Художественно-эстетической;

Физкультурно-оздоровительной и спортивной;

Военно-патриотической;

Социально-педагогической (для подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Кроме того в учреждении есть «территория сводного общения» подростков. Сюда каждый день приходят ребята, которые не определились с выбором занятий или не хотят ничем заниматься. Они не умеют организовывать свой досуг и часто заполняют его алкоголем, курением, у них постоянно возникают конфликты. Именно на эту группу подростков и ориентирована деятельность социального педагога Центра.

Цель программы деятельности социального педагога Центра: создание условий для  личностного самоопределения   подростков  через организацию позитивного и познавательного досуга.  

Задачи:

-  способствовать активному включению подростков  в жизнедеятельность центра;

- создавать условия множества выборов в воспитательном пространстве центра;

- формировать осознанность здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;

- формировать   позитивное  отношение к ЗОЖ;

- Оказывать  помощь подросткам в их попытках самоопределиться в социуме.

- «Стихию» свободного времени превратить в полезную деятельность.

-  Способствовать  выявлению   собственных «ресурсов», природных задатков, трансформировать их в   способности, реализовывать в деятельности.

Содержание работы направленно на:

- приобретение воспитанниками знаний и формирование навыков здорового образа жизни;

- регуляцию психологического и социального поведения;

- профилактику социально-опасных явлений (наркомании, токсикомании, употребления алкоголя,  курения, половой распущенности, правонарушений и преступности);

- формирование социальной активности подростков и молодежи через участие в мероприятиях и социально значимых акциях.

Этапы и формы вхождения подростка в воспитательное пространство Центра:

- Вечера общения: «Будем знакомы», «На краю пропасти», свободное общение;

- Цикл тематических бесед: «Побег из дома», «Подростковая депрессия», «Как полюбить себя»;

- Встречи с интересными людьми: Встреча с руководителем центра по борьбе со СПИДом  на тему «Рядом опасный человек»;

- Встреча с врачом наркологического диспансера;

- Тренинговое занятие «Давай познакомимся», «Рубашка счастливого человека»;

- Ролевые игры: «Кто мой друг?», «Кто такой я?»

 

Оформление с ребятами информационных стендов, изготовление раздаточного материала (буклетов, листовок…)

- «СТО дорог – 1 твоя»

- «Понимать, знать, уметь»

- «Прошла курительная мода»

- «Советы родителям» (отношения подростков с родителями)

- Буклеты о вреде курения, курительных смесей, наркомании и т.д

Развлекательно -  познавательные игры, помощь в проведении мероприятий Центра:

- Игра «Кро-ко-дил» ТВ версия

- «Кто хочет стать миллионером» ТВ версия

- Ролевая познавательная игра «Мой жизненный сценарий или бег белки в колесе»

- Викторины «Я имею право»,  «все о СПИДе», «Мы за ЗОЖ»

 

  «Школа здоровья»: 

урок «Факторы риска» -  зав. кабинетом Центра медицинской профилактики ЦГБ
-  Просмотр видеофильмов: «Подростковый алкоголизм в г. Чайковский», «Алкогольный террор в России», «Дневник Насти», «Чижик-Пыжик», «Подростковая жестокость»

Социально-значимые акции:

- «Молодежь, а не пора ли заКЛУБиться?»

- «Месяц добрых дел»

- Выпуск и раздача буклетов на тему: «Не оступись», «Вред одной сигареты..»

В работе с подростками используется  метод переубеждения (предоставление убедительных аргументов) и переключения (занятие подростка трудом, спортом, новой общественной деятельностью) и др.

Корме того очень важен индивидуально-личностный подход к каждому подростку.

В результате целенаправленной работы социального педагога с подростками «территории свободного общения» до 40% ребят начинают регулярно посещать объединения (кружки, секции) Центра, ещё примерно 30% - периодически посещают предлагаемые мероприятия. Значительно реже ребята начинают  употреблять спиртные напитки и курить, снижается количество конфликтов.

 

СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.Просвещение,1985. 

2. Белкин А.С. Основы  возрастной  педагогики. М.Изд. Академия, 2000.                                                                                                        

3. Блохина Л.А. Методика  воспитательной  работы  в  современной школе. М. 1997.

4. Бочарова В.Г. Воспитание  учащихся  по  месту  жительства. М.Просвещение,1987.

5. Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ СПб.: Изд-во «Речь», 2000.   

6. Бэрн Э. Познай  себя. Екатеринбург, 1999.

7. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии, М, Педагогика, 1998.  

8. Жирова Т.М. «Твоя жизнь – твой выбор», развитие ценностей ЗОЖ школьников, издательство «панорама» 2006 год

9. Козлов Н.А. «Как относиться к людям и к себе» Москва, Транзиткнига 2006 год

10. Зинченко В.П. Как  построить  свое  «Я». М. Педагогика, 1991.

11. Зюзько  М.В.  5  шагов  к  себе. М. Просвещение, 1992.

12. Иванов  В.Д.  Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. М. Просвещение, 1991.   

13. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2000.   

14. Мамонтов С.Ю. Поверь  в  себя. С-П.,2001.

15. Мнацанакян Л.И.   Личность  и  оценочные  способности старшеклассников.,М.,1990.

16. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентября, 2004.  

17. Родионов В.А., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль Академия развития 2001 год

19. Устав  Муниципального  образовательного  учреждения дополнительного образования «Подростково – молодежный клуб по месту жительства «Ровесник»». Чайковский, 2010   

20. Методический журнал: «Работа социального педагога в школе и микрорайоне» №1; №2, М, 2011.

21. Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов «Социальная педагогика», изд. «народное образование», Москва 2009-2010.

Опубликовано: 31.03.2015