Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Баева Ольга Валерьевна
Организация: МБДОУ детский сад № 48
Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывает собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения базируется на принципе сотрудничества. В своей работе педагоги используют такие формы взаимодействия с семьей, как:
Общие родительские собрания
«Азбука для родителей вновь поступающих детей»:
1. Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
2. Организация приема вновь поступающих детей.
3. План мероприятий по адаптации.
4. Правила для родителей.
5. «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся!»
«Организация образовательной работы в МБДОУ детский сад № 48» с учетом реализации ФГОС ДО:
1. Образовательная деятельность в ДОО
(в соответствии с требованиями ФГОС ДО).
2. Использование технологий взаимодействия ДОО
с социальными партнерами.
3. Организация дополнительных услуг на базе ДОО.
4. Коррекционно-развивающее направление работы.
5. Сотрудничество ДОО с семьей.
Выборы Родительского комитета.
«Организация работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в ДОО».
§ Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.
§ Организация работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в ДОО.
§ Знакомство с достопримечательностями города Апатиты: Храм Новомучеников и Исповедников Российских.
Дни открытых дверей для родителей:
«Вместе с мамой» (различные формы организации совместной деятельности ко Дню Матери);
«День Защитника Отечества» (различные формы совместной деятельности с папами).
«Книжкина неделя» (различные виды совместной деятельности по приобщению к литературе и традиции семейного чтения).
Совместные мероприятия с родителями
Выставки совместных творческих работ:
§ «Волшебный урожай».
§ «Природа и фантазия»
§ «В ожидании новогоднего чуда» «Рождественские сувениры».
§ «Праздник прилета птиц» (к Благовещению).
«Пасхальные сувениры» (к Пасхе).
Фото выставки:
«Моя семья» (ко Дню семьи).
Природоохранные акции:
§ «Собираем урожай».
§ «Елочка, живи!»
«Птичья столовая».
Совместные праздники с мамами:
§ «Вместе с мамой» (ко Дню Матери).
«Не страшны преграды, если мама рядом!» (к 8 Марта).
Совместные праздники с папами:
§ «Будем в Армии служить!»
«Хибинский спортивный фестиваль»
Конкурсы семейных газет и плакатов:
§ «Папа, мама, я – спортивная семья!»
(к Фестивалю физкультуры и спорта).
§ «Будем в Армии служить!» (ко Дню Защитника).
«Сохраним планету чистой!» (к конференции «Люблю тебя, мой край родной!»
Совместные акции:
Экологическая акция по благоустройству территории «Наш дом – природа!», «Дары Осени», «Природа и фантазия», «Птицы – наши друзья», «Елочка, живи!», «В ожидании новогоднего чуда», «Природа и мы», «Здоровью цены нет», «Солнечный круг», «Растения – Земли украшение», «Украсим Землю цветами», «Апатиты – город света».
Встречи в родительском клубе «Дружная семейка»:
- «Здоровый ребенок»
- «Растим патриотов»
- «Практическая мастерская»
- «Советы психолога».
Совместные экскурсии в:
- Полярно – альпийский ботанический сад – институт им. Н.А. Аврорина КНЦ РАН
- Институт промышленных проблем экологии Севера КНЦ РАН
- Дом детского творчества имени академика А.Е. Ферсмана
- Городскую детско – юношескую библиотеку
В ДОУ проводится следующая методическая работа:
- Консультации для педагогов на тему «Работе с родителями – нетрадиционные подходы».
- Просмотр и анализ конспектов нетрадиционных встреч с родителями.
- Составление перспективного плана работы с родителями разных возрастных групп на год совместно с психологом, социальным педагогом.
- Педсоветы на тему «Работа педагогического коллектива с родителями» (нетрадиционные подходы), с приглашением родителей из состава родительских комитетов.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи основано на сотрудничестве при условии открытости детского сада, что предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и доверие, приобщение родителей к жизни детского сада.
Список использованной литературы:
- Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12.
- Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007.
- Сертакова, М.Н. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / М. Н. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.