Современные педагогические технологии и их использование в преподавании теоретических дисциплин в музыкальных школах

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Татаринцева Алла Анатольевна

Организация: МБОУДОД ЦДМШ

Населенный пункт: Саратовская область, г. Саратов

Педагогическая технология,по мнению академика Б.Т. Лихачева — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Классификация педагогических технологий.
В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко.В.Т. Фоменко и др.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. 

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем ивзаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти)  в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- дидактически-многомерное обучение;

- коллективную систему обучения;

- технологию изучения изобретательских задач;

- исследовательские методы в обучении;

- проектные методы обучения;

- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых,

- деловых и других видов обучающих игр;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии и др.

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.  Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.

Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова  и Д.Б. Эльконина.

Л.В. Занков выделил несколько принципов развивающего обучения:

Обучение на высоком уровне трудности. Ученик стремится преодолеть трудности в «зоне ближайшего развития», которые выходят за рамки актуальных возможностей учащихся. Это ведет к развитию способностей ученика и его самостоятельности.

Ведущая роль теоретических знаний. Ученик не просто изучает теорию, а раскрывает в материале существенные связи и открывает закономерности между явлениями и процессами.

Высокий темп изучения материала. Повторение не является главным образовательным компонентом. Только при изучении нового материала ученик обращается к повторению старой информации, если это необходимо.

Осознание учащимися процесса учения. Ученик осознает себя как субъект учебной деятельности. Он должен задумываться над тем, зачем ему нужны знания, как лучше запоминается материал, что нового он узнал, как изменились его представления о мире, как меняется он сам и т.д.

Целенаправленная работа над развитием всех учащихся. Нельзя разделять учеников по способностям и нельзя сравнивать учеников друг с другом. Каждый учащийся уникален и должен продвигаться в своем развитии в результате сотрудничества с разными по развитию детьми.

В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин выделили следующие дидактические принципы в своей концепции:

1. В обучении главную роль играет система научных понятий, на основе которых ученик овладевает универсальным принципом решения задач определенного типа.

2. Учебная деятельность направлена на абстрактно-теоретические формы мышления ученика. Знания усваиваются посредством движения от общего к частному и выяснением условий происхождения содержания понятий.

3. Овладение теоретическими знаниями развивает у учащихся теоретическое мышление, а также формирует творческий подход к осуществлению практической деятельности.

4. Усвоение знания происходит методом восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Это происходит таким образом. Ученик анализирует учебный материал с помощью учителя. Затем выделяет в нем общее и фиксирует общее в знаковой форме, т.е. строит его содержательную конструкцию. Продолжая анализ материала, он раскрывает закономерные связи между общим и его различными проявлениями, т.е. получает частное.

5. Учащиеся не создают образовательных продуктов, а присваивают их в процессе учебной деятельности.

В развивающем обучении создаются условия, когда разви­тие ребенка превращается в главную задачу. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на  всестороннее развитие ребенка.

При таком обучении ученики не только овладевают зна­ниями, навыками и умениями, но обучаются способам их самостоятельного постижения, у них вы­рабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, па­мять.

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам ре­шает ее при активном внимании и обсуждении учени­ками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятель­но или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей ре­шения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность са­мостоятельно формулировать проблему (исследователь­ский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (ис­следовательский метод).

Новые педагогические технологии прочно входят в систему образования на всех этапах, начиная с общеобразовательных школ и заканчивая учреждениями дополнительного образования детей. В этом отношении в более благоприятных условиях с точки зрения возможности внедрения инновационных педагогических технологий находятся предметы музыкально- теоретического цикламузыкальных школ в системе дополнительного образования. Групповые занятия позволяют более активно применять различные виды новых педагогических технологий.

Среди педагогических технологий, без которых теперь трудно представить уроки музыкально-теоретического цикла можно выделить: - Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио и видео-средствами), информационными технологиями и информационной продукцией.

 

Личностно – ориентированные технологиис успехом могутприменяться на уроках слушаниямузыки, музыкальной литературы и сольфеджио, хотя многие из методов этой технологии уже широко внедряются в практикумузыкальной школы. Ягненкова Н.В. в статье "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" приводит ряд нетрадиционных технологий урока: - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина и др.

На уроках теоретического цикла в музыкальной школе прочно укорениласьисследовательско - проектная  технология обучения.
Метод проектов
предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Основные требования к использованию метода проектов: наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы; практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов. Результаты выполненных проектов могут быть оформлены в виде альбома,видеофильма, журнала "путешествий", компьютерной газеты, доклада,презентации и т.д.. Широкий простор для использования данной технологии представляется на уроках музыкальной литературы и слушания музыки.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Опыт деятельности – это приобретение  учащегося, соединившее в себе навыки знания и умения работы с материалом. Преподаватель же должен выбрать интересную проблему для проектов учащихся.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Завершающим этапом проекта является создание презентации и представление ее на публике.

Существует несколько типов проектной деятельности:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проектвключает в себя обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (публикация в СМИ, Интернете).   

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к решению поставленной задачи. Результатом такой работы является создание видеофильмов, альманахов, театрализаций, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

Ролевой проект-самый сложный в реализации и разработке, так как участники выступают в  роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания диспута, судебного заседания и т.п.

По предметно – содержательной области проекты делятся на 2 типа:

Монопроект проводятсяв рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметный проект выполняется под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Важным этапом  осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Для успешной работы на этапе презентации нужно учить ребенкалаконично излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике.

Организация проектной деятельности в музыкальном образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу ситуаций.

Список использованной литературы:

  1. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационныхпедагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012).
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.
  3. Хватова С.И., Фирсова Т.А. Использование компьютерных технологий при обучении музыкально-теоретическими дисциплинам. Майкоп, 2009.
  4. Бороздин А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в образовательной школе. Музыка в школе. №1, 2006.
Опубликовано: 04.06.2016