Работа по формированию умений и навыков самообразовательной деятельности учащихся «Открытой (сменной) школы»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Герасимова Светлана Евгеньевна

Организация: МБОУ «Открытая (сменная) школа»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

1. Цель педагогического опыта

“Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто”, - писал М.Лауэ, известный физик. А что остается у ученика после урока? Определенные привычки, установки, навыки.

Цель педагогического опыта - развитие навыков самостоятельного труда. Ведущее направление работы учителя - работа по формированию умений и навыков самообразовательной деятельности учащихся.

2. Краткое описание опыта.

В центре внимания я  ставлю  ученика, который с разными интересами и разными знаниями и умениями пришел на урок. Я принимаю его таким, какой он есть. Ученик- это личность, но его способности надо изучить. В 10-х классах в сентябре провожу разноуровневый тест на повторение и диагностическую работу по обязательным результатам обучения. Определяются группы по уровням, контрольные и самостоятельные работы составляются, учитывая уровень сложности.

Математика для большинства учащихся трудный предмет. На уроках развиваю познавательный интерес к математике: показываю связь с другими дисциплинами (физика, черчение, история, экономика), решаю задачи с практическим содержанием, задачи на развитие логического мышления, использую исторические факты при изучении нового материала, привлекаю учащихся к изготовлению дидактического материала.

Обучение невозможно без воспитания. На уроках и во внеурочной деятельности воспитываю у учащихся чувство уважения к себе, уверенность в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения. Основной принцип обучения: “от простого к сложному”. На всех этапах обучения для формирования у учащихся различных видов деятельности использую задания трех типов: репродуктивного (задание по образцу учителя), реконструктивного (указан общий принцип решения), вариативного (учащимся необходимо отобрать из арсенала математических знаний нужные для решения данной задачи).

Среди типов умений самообразовательной деятельности учащихся выделяю следующие:

1. Умение самоорганизации.

В школу приходят учащиеся, которые в большинстве не владеют навыками учебной деятельности. Это подтверждается при наблюдении и анкетировании. Поэтому учащиеся на уроках пользуются учебниками разных авторов, дидактическими материалами, учатся искать ответ на вопрос в разных источниках, в том числе в сети Интернет.

При изучении новой темы совместно с учащимися учимся ставить цель, намечаем пути решения той или иной задачи.

2. Умение работать с математическим текстом.

Использую на уроках изучения нового материала составление конспектов. Сначала по инструкции (по готовым вопросам), при изучении другой темы учащиеся уже составляют вопросы самостоятельно. Обычно на этих уроках учащиеся получают хорошие оценки, что говорит об их активности и посильности предложенной работы.

3. Общелогические умения (интеллектуальные).

Для формирования умения обобщать на уроках работаем с таблицами разного назначения (справочные, классификационные, обобщающие).

Общая схема организации процесса формирования новых знаний учащихся, умений и навыков в моей работе принимает вид:

  • постановка учебной задачи (беседа),
  • изложение базового теоретического материала (лекция)
  • активизация деятельности учащихся по расширению новых теоретических понятиях (семинар),
  • практикум по решению задач, практические работы, решение задач с практическим содержанием (работа в парах, в группах),
  • самостоятельная работа (промежуточный контроль, индивидуальная работа, тест),
  • анализ работ учащихся (урок-консультация),
  • итоговый контроль (контрольная работа, зачет).

4. Специальные (математические) умения.

На уроках знакомлю учащихся с приемами рациональных вычислений и измерений.

Провожу  графические и практические работы по геометрии по темам “Аксиомы стереометрии”, “Параллельность в пространстве”, “Перпендикулярность в пространстве”, “Вычисления площади поверхности многогранников и тел вращения”, “Вычисления объемов многогранников и тел вращения”.

При обучении решению разных задач применяю алгоритмы. Таким образом, каждый ученик работает на уровне своих возможностей, что создает положительную мотивацию учения. Например, составлены и используются алгоритмы исследования функции, составления уравнения касательной, нахождения наибольшего и наименьшего значения функции, решения тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Использую на уроках обобщенные приемы решения уравнений.

5. Умение самоконтроля.

Для формирования у учащихся способов проверить правильность и прочность усвоения теоретических знаний и практических умений использую в работе упражнения по инструкции, справочные таблицы, сравнение решения с эталоном, с ответом, самостоятельные работы с выбором ответа (тесты).

6. Умение пользоваться языком предмета.

На уроках изучения нового материала учащиеся целенаправленно знакомятся с символикой и терминологией по теме, формулировкой определения в математическом словаре. При изучении геометрии в 10-м классе составляем таблицу символов и обозначений. Для формирования у учащихся навыков правильного написания математических терминов провожу математические диктанты. При устных ответах учащихся добиваюсь правильного произношения понятий и терминов.

3. Заключение.

Предложенная форма организации учебной деятельности, на мой взгляд, приводит к тому, что учащиеся строят свою “математику”, в которой понятия и утверждения приобретают для них личную значимость и становятся интересными, по сути. На вопрос: “Что такое урок математики?” - один из моих учеников ответил: “Это познание Вселенной, выраженное в числах”.

Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Потому что нельзя не согласиться со словами П.Л. Капицы “Ученик пришел к учителю учиться Личности-Личности в обстановке предмета”.

Опубликовано: 22.05.2016