Роль семьи в формировании познавательной активности дошкольников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Матусевич Татьяна Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №110»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Источником воспитания ребёнка  является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья  служит первой ступенью,  от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности  определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокой оценки. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

В успешном развитии познавательной сферы дошкольника на основе ведущей игровой деятельности и развивающейся на её основе изобразительной, конструктивной, трудовой и учебной деятельности большую роль играют как внутренние факторы ребёнка, так и целенаправленная деятельность родителей.

Теория и практика показывают, что познавательная активность, любознательность детей существенно зависят от познавательных интересов взрослых в семье, от их поощрения стремления детей к познанию. Большую роль играет такая организация познания в семье, при которой ребёнок имеет успех, переживает радость побед в познавательной деятельности.

Как отмечают психологи, большое значение в познавательной активности и закреплении познанного имеют эмоции и чувства. Поэтому эмоциональное поощрение, подбадртание, стимулирование взрослым ребёнка в учении, в развитии его наблюдательности очень желательно.

Программа "Радуга" (1993) раскрывает роль взрослого в развитии познавательной активности детей, определяя степень его участия в решении данной задачи: «Взрослому нужно правильно определить меру своего участия в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить детскую инициативу, не погасить желание ребёнка открывать мир».

Остановимся на некоторых положениях отдельных авторов по проблеме познавательной активности дошкольников. Очень интересна в плане опенки роли взрослых в развитии познавательной активности статья В.Б.Голицына и Е.И.Щербаковой «Познавательная активность дошкольников». Авторы отмечают, что «активность детей имеет свои возрастные, половые и индивидуальные особенности, как впрочем, и роль взрослого, управляющего этой активностью».

Это положение кажется нам важным по двум причинам: во-первых, здесь указывается на обязательное участие взрослого в развитии познавательной активности; во вторых, взрослый играет роль управления, причем, степень управления активностью на каждом этапе развития ребёнка различна.

Справедливо замечание авторов, что "смысл управления часто заключается в том, чтобы придать деятельности ребёнка нормативно "желательный характер", то есть в требовании беспрекословности выполнения его задания и указания, часто непонятного детям. "Это приводит к доминированию чисто ориентировочных знаний над исследовательскими, не лежащими на поверхности и требующими активности ребёнка при оптимальной стимуляции взрослых" .

В работах З.И.Калмыкова и Б.М.Теплова, поовященных познавательной деятельности, подчеркивается необходимость специального комплекса воздействий, без которого познавательная активность не перерастет в познавательную деятельность, оставаясь на уровне интереса.

Представляют несомненный научный и практический интерес теоретические положения и эмпирические данные, позволяющие считать, что с первых недель, месяцев жизни ребёнка правильно организованное общение, подкрепляемое взаимодействием со взрослым, а затем ближайшим окружением, повышает детскую любознательность и исследовательское поведение маленьких детей.

Анализ литературы даёт основание полагать, что влияние психологического климата семьи и группы детского сада даёт возможность для развития в познании ребёнком окружающей жизни и его эффективности.

Д.Годовикова отождествляет познавательную активность с любознательностью и считает, что решающим фактором развития и формирования познавательной активности является общение ребёнка со взрослым человеком плюс получение новых знаний и умений. Тем самым она ещё раз подчеркивает роль взрослого и необходимость получения познавательной информации. Но источники получения информации автор, кроме общения со взрослым, не указывает.

М.И.Лисина видит роль взрослого в развитии познавательной активности в том, чтобы помочь ребёнку произвести переход от процесса любопытства (ситуативного интереса) к деятельности (любознательности, познанию). Это происходит,по мнению автора, только при взаимозаинтересованном сотрудничестве взрослого и ребёнка, то есть взрослый должен помочь ребёнку перевести случайный ситуативный интерес к постоянной активной познавательной деятельности.

Поэтому если родители мало внимания уделяют своим детям, формированию у них познавательного интереса, появлению у них каких-либо увлечений, то развитие познавательной деятельности происходит менее успешно, чем в семьях, где родители активные участники познавательной деятельности. У них, как правило, много различных увлечений, они многим интересуются, достигают цели, которые перед собой ставят.

Положительно влияет на развитие познавательной деятельности стремление членов семьи проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, вместе путешествовать и т.п.. В таких семьях детям уделяют достаточно времени, пытаются сформировать у детей познавательный интерес к чему-либо, развить какие-либо навыки и т.д., т. е. занимаются их воспитанием.

Таким образом, мы попытались раскрыть роль семьи в  развитии познавательной деятельности дошкольников.

Опубликовано: 05.05.2016