Использование дидактических игр в работе логопеда

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Глушкова Светлана Викторовна

Организация: МДОУ «Малыш»

Населенный пункт: Иркутская область, р.п. Железнодорожный

Одним из пяти направлений развития и образования детей (образовательные области) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из основных принципов является принцип реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.

Согласно целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Снижение уровня языковой культуры общества, неправильное речевое окружение и воспитание  становятся причиной возникновения дефектов речи у детей. Статистика показывает, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушением речевого развития. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Для детей — дошкольников, имеющих различные нарушения речи, игра имеет большое значение, особенно на этапе автоматизации звука, так как это длительный и трудоемкий процесс. Потому, чтобы добиться значительных результатов, необходимо заинтересовать детей, используя дидактические игры и различные игровые приемы.

Для дидактических игр характерно то, что создают их взрослые с определённым содержанием и правилами. Задача дидактических игр - организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей.

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития их личности и интеллекта.

Игра делает обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей делом.

Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения, но их главным побудителям является интерес чисто игрового характера – занимательность действия, радость достижения результата, выигрыш и т.д.

Дети с удовольствием относятся к игровым задачам: отгадать, найти, сказать, назвать. Проявляют интерес к качеству решения игровой задачи: красиво сложить узор, правильно подобрать картинку и т.д.

В процессе дидактических игр на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, её звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, словообразование, увеличивается словарный запас, развивается слуховое внимание и фонематический слух.

В дидактических играх дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников. И при всём этом у детей в играх поддерживается бодрое, радостное настроение и уверенное поведение.

Но зачастую, те дидактические игры, которые имеются в продаже, содержат ошибки или не отвечают гигиеническим требованиям, поэтому педагоги самостоятельно изготавливают дидактические игры, отдавая предпочтение многофункциональным.

Дидактические игры весьма разнообразны по форме и содержанию. Задачи же этих игр определяются в зависимости от этапа логопедических занятий с ребенком. Одна и та же игра может использоваться на разных этапах логопедической работы.

Поэтому к предлагаемым играм следует относиться не как к инструкции, требующей строгого выполнения, а как к теме для свободной игровой импровизации.

Одной из любимых детьми игр на логопедических занятиях, является дидактическая игра «Сундук с сокровищами».

Цели:

-автоматизация звуков в словах (предложениях) в разных позициях;

-дифференциация звуков;

-формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

-развитие звукового анализа слов;

-развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

-развитие зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве;

-развитие мелкой моторики.

1. Вариант игры при автоматизации звука в словах. Для игры необходимы: сундук (пластиковый контейнер), наполненный перловой крупой, 10-15 игрушек размера 2-3 см. на все позиции автоматизируемого звука (звук в начале слова, в середине, в конце слова), 3 схемы слов с обозначением места звука в слове. В игре принимают участие от 1 до 3 детей. В начале игры дети вместе с логопедом называют каждую игрушку, выделяя изучаемый звук голосом. Например, «ложка», «колобок» и т.д. Затем все игрушки прячутся в «сундук» и перемешиваются. Детям предлагается на ощупь угадать игрушку. Затем, определив место звука в угаданном слове (звук в начале слова, в середине, в конце слова), ребенок кладет свою игрушку возле нужной схемы. Игра продолжается до тех пор, пока не будут угаданы все игрушки.

2. Вариант игры при автоматизации звука в предложениях. Заранее подбираются игрушки на изучаемый звук в действии или с предметами, и прячутся в сундук. Ребёнок достаёт игрушки по одной и составляет предложение из заданного количества слов. Например: Зелёная лягушка играет на барабане. Кошке подарили три воздушных шарика. Весёлая мышка разговаривает по телефону… и т.п.

3. Вариант игры при дифференциации звуков.(Например, звуков С и Ш)

Подбираются игрушки, названия которых включают соответствующие звуки. Детям предлагается по очереди достать игрушки из сундучка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в её названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в сундучке), затем проверяют себя, доставая её и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

Вариантов игр множество: при автоматизации изолированного звука используются игры-звукоподражания, на подготовительном этапе – игрушки для артикуляционной гимнастики «Лягушка», «Кошка», «Лошадка», «Бегемот», «Собачка», «Слоник», и другие.

Множество вариантов игр организуется с использованиемдидактическогопособия, разработанного на основе «КруговЛуллия» (Игра представлена в журнале «Логопед» №4, 2007 год). Хочется отметить универсальность этого игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры,либо дополнение к проводимой игре.

Пособие помогает развивать фонематические процессы; уточнять и активизировать словарный запас; совершенствовать слоговую структуру слова; автоматизировать звуки речи; формировать структуру предложений; совершенствовать развитие связной речи.

Игры с кругами Луллия могут быть на подбор пары (в одном окошке устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго круга) или с элементом случайности (дети одновременно раскручивают оба кольца, и ответ будет зависеть от случайной комбинации в окошке).

Варианты игр, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте:  «Где спрятался звук?», «Подбери звуковую схему», «Первый (последний) звук», «Раздели на слоги» и т.п..

Цель игр:

- автоматизация звуков;

- совершенствование навыков звукового  слогового анализа;

- обучение грамоте;

- расширение и активизация словаря.

Описание: игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..),на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук, который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

Другой вариант: организация и условия проведения игр те же, что и в предыдущем варианте. На 1 круге предметные картинки на 2 схемы слов с количеством слогов.

Варианты игр на формирование лексико-грамматического строя речи: - «Кому что дадим?», «Один – много», «Назови детёнышей», «Скажи ласково», «Гномики и Великаны», «Назови цвет», «1,2,5», «Есть – нет» и т.п.

Цели:

-совершенствование лексико-грамматического строя речи;

-закрепление навыка словообразования и словоизменения;

-расширение и активизация словаря;

-развитие связной речи.

Описание: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге детёныши, или место обитания, или корм для животных. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории. Данные игровые упражнения закрепляют формирование связного самостоятельного высказывания.

Описанные игры могут оказать большую помощь при обследовании детей, которые с трудом идут на контакт.

Игры, о которых говорилось выше, а также многие другие используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях в зависимости от поставленной цели. Для каждого занятия игры подбираются таким образом, чтобы они подчинялись либо одной лексической теме, либо общему сюжету. Это придает занятию целостность, завершённость, а также способствует активизации словарного запаса и делает занятие ещё более интересным.

Разнообразные игровые ситуации, созданные логопедом, побуждают ребёнка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. Игровые приёмы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы.

Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Таким образом, дидактические игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.

 

Список использованной литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. —  334с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
  3. Горохова И. А. Речевая гимнастика для малышей. Учимся говорить правильно (+CD с практическим курсом). СПб.: Питер, 2010.
  4. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста /Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 368 с.
  5. Научно-методический журнал «Логопед», 2007. № 4. С.90-92.
Опубликовано: 28.04.2016