Методические рекомендации «Организация образовательной деятельности зимой на прогулке»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Омарова Нарима Гайбатуллаховна

Организация: МДОУ «Детский сад «Буратино»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ, г. Надым

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни…

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

 

Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
  • способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

 

Виды прогулок

по месту проведения

по содержанию

  • - на участке Детского сада;
  • - пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
  • - в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).

 

- традиционная;

- тематическая;

- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);

- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

по цели проведения

  • Прогулка-наблюдение

сезонные изменения в природе; особенности растительного мира; жизнь домашних и диких животных; труд и отдых людей

  • Прогулка-задание

поздравление товарищей или взрослых с праздником; приглашение гостей на групповое или садовское мероприятие; извещение населения, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии; оказание помощи

  • Прогулка-задача

решение практической задачи (определить - расстояние; величину предмета; высоту предмета; его цвет; крутизну склона; направление и скорость ветра)

  • Прогулка-поиск

получение задания отыскать чего-либо (природный материал для коллекции и т.д.)

  • Прогулка-поход

проверка на скорость; выносливость; внимание; дисциплину; ориентирование на местности

  • Прогулка-фантазия

зарисовка; изготовление поделки из природного материала; придумывание сказки, стихотворения, рассказа

  • Прогулка-показ

знакомство с местными достопримечательностями; различными предметами и объектами; деревьями, кустарниками; разнообразными свойствами, признаками предмета

  • Прогулка-практикум

закрепление знаний и умений воспитанников: по ПДД; технике безопасности; трудовым навыкам; культуре поведения

  • Комбинированная прогулка

сочетание игр, спортивных мероприятий; труда; экскурсионной работы

 

                                                                                                                                                                                  

Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»). Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.                    

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

 

Содержание прогулок

Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

 

Структурные компоненты прогулки с детьми дошкольного возраста

 

Компоненты

Содержание

1

Разнообразные наблюдения

Объекты наблюдений: живая природа (растения и животные); неживая природа (сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи); труд взрослых.

2

Основные движения и подвижные игры

Младшая группа - игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

Средняя группа - распределение роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

Старшая, подготовительная группа - игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой, игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку

3

Дидактические игры

Игры с предметами (игрушками или природным материалом)

Словесные игры

4

Трудовая деятельность

Индивидуальные трудовые поручения

Работа в группах

Коллективный труд

5

Самостоятельная игровая деятельность детей

Сюжетно-ролевые игры (отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых)

 

 

Организация двигательной активности

В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

- подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке:

в младшей группе – 6-10 мин.,

в средней группе – 10-15 мин.,

в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.

- на вечерней прогулке:

в младшей и в средней группах – 10-15 мин.,

в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин.

В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались.

 

Особенности организации двигательной активности на прогулке в зимний период

В холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание содействует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевания носоглотки. При низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста.

 

Требования к продолжительности прогулки

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.

При температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

 

Требования к игрушкам

На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санобработке (пластмасса, резина, дерево, гипс, яркие краски, которых не блекнут на воздухе).

Для игр выделяются красочно оформленные куклы, одежду которых дети сами могут легко снять и постирать, кукол дети могут искупать.

 

Перечень игрушек, рекомендуемых детям для зимней прогулки

  • Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, шары, коляски, каталки, кольцебросы, санки для детей, санки для кукол, лошадки, вожжи.
  • Технические игрушки: грузовые автомобили, самолеты, вертолеты.
  • Сюжетно-образные игрушки: куклы, одетые по сезону; медведи, зайцы, лисы, белки и т.д.
  • Атрибуты для подвижных и сюжетно-ролевых игр (флажки; султанчики, вертушки; сумочки, корзинки и т.д.).
  • Музыкальные игрушки: колокольчики, погремушки, бубны.
  • Наборы игрушек для игр со снегом: ведерки и носилки для снега, лопатки; совочки; метелки; печатки разной формы; палочки для рисования на снегу.

 

Условия для активации движений детей

Особое внимание удовлетворению двигательной активности детей нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку, как это было в теплое время года.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными двигателями.

Постройки из снега, расположенные по всей территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения малышей. Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: то приносят снег в ведерках, то раскладывают цветные льдинки, то сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.

 

Как сделать наиболее интересными прогулки зимой?

Снег – прекрасный строительный материал для деятельности детей. Необходимо продумать, какие снежные постройки с учетом возраста детей возводить на своем участке. Из заранее заготовленных сугробов снега можно оформить для детей снежные валы (3-4 м) для упражнения в равновесии; бугорки для спрыгивания; пароход, машину, самолет – для сюжетно-ролевых игр, а из снежного теста лепятся фигуры животных, персонажи из сказок для разнообразных игр.

Снег перемешивается с водой - это и есть снежное тесто. Как слепить, например, барыню? Выполняется скульптура аналогично тому, как делают снеговика. Воспитатель и дети скатывают четыре снежных шара, один меньше другого. Самый маленький шар голова. Шары ставятся друг на друга. Затем дети могут залепить маленькими шарами швы между большими или заполнить их комочками липкого снега. Кокошник и руки лепят из маленьких снежных шаров. Швы пустоты заполняются снегом, промежуток между руками и туловищем можно сделать детской лопаткой, убрав лишний снег. Для эстетической завершенности можно использовать марлю. Она придает гладкую поверхность.

Снежные фигуры лучше оставлять такими как получились, т. е. белыми. Но и украсить их можно, выделив отдельные моменты в теле, на лице, морде (глаза, нос, рот, пасть, уши на голове), окантовать. Использовать желательно обрезки ткани, различную бумагу, а еще лучше ледяные игрушки, которые также готовятся заранее. Их делают следующим образом: воду налить в ведерки, подкрасить слегка разными красками (гуашь, но лучше анилиновый краситель разлить в разные формы. В каждую форму положить нитку с петелькой, а концы в воду, если игрушки надо подвешивать. Можно оформить снежную клумбу с цветами, вазу. В формочки с водой вставляются веточки, палочки и вмораживаются в образовавшийся лед. А если взяться за ветку и опустить формочку в ведро с теплой водой, формочка отпадет и получится ледяной цветок на ножке.

Снежные фигуры можно нарядить и таким образом: матрешкам, снежным бабам повязать косынку, надеть фартук, варежки, шарф…

Чтобы силуэтные изображения ягоды, грибы, кружочки, фрукты и т. д. держались на постройках, их смачивают в воде, не отжимают и сверху поливают водой.

В младшем возрасте воспитатели знакомят детей со свойствами снега, учат правильным навыкам обращения с лопатками, сооружению несложных построек на участках (невысокие валы, горки; горки для кукол; «теремок» с окошечками, зверюшки-игрушки), обыгрыванию построек, воспитывают самостоятельность. Можно мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки. Малыши ходят по дорожкам, возят игрушечные санки с куклами, выполняют на снегу узоры печатками; из сырого снега лепят комья – это шары, мячи, колобки, формируют элементы коллективных действий.

В среднем возрасте закрепляются умения и навыки в работе со снегом. Дети могут излагать свои замыслы, которые нужно поддержать, потому что в этом возрасте работа со снегом, в основном, носит характер сотворчества детей и взрослых. Их учат лепить более крупные объемные фигуры. Воспитатели должны спрашивать, что они хотят лепить, помогают установить снежные комья друг на друга, вместе определяют, как их расположить, чем украсить. Можно слепить Снегурочку, Старичка-лесовичка, медведя, зайца…

В старшем и подготовительном возрасте совершенствуются трудовые навыки работы детей со снегом, формируется желание трудиться коллективно. Детей учат совместно планировать работу, самостоятельно распределять обязанности. Совместно с взрослыми они строят снежные валы, которые украшают снежными пирамидками, башенками, елочками, шарам. По краю площадки делают ледяные дорожки для катания на ногах (1,5-2м). Для самостоятельной художественной деятельности можно выделить место для создания различные снежные картины. Удобны для этого снежные насыпи (15/120 см). Например, рисуют елку и украшают крышками от бутылок, старой мозаикой. Можно научить детей делать гирлянды из ледяных цветов, фонариков.

Для выполнения основных видов деятельности можно использовать обручи, обмазанные снежным тестом (для подлезания); ходить по извилистой дорожке, нарисованной цветной водой; прыгать из обруча в обруч, выполненные тем же образом.

А сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, спуски с ледяных горок, скольжение по разноцветным ледяным дорожкам!

Однако, при организации прогулок, труда следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года:

  • обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей;
  • травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;
  • травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;
  • травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;
  • травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);
  • намокание детской одежды и обуви;
  • заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки.

Таким образом, прогулка интересна ребенку будет в том случае, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. А кроме развивающего и воспитательного значения, правильно организованная и интересная прогулка вносит неоценимый вклад и в здоровье наших воспитанников.

 

 

 

Список литературных источников

  1. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
  2. Торочкова Т.Ю. играем на прогулке/Т.Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.
  3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет/С.Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
  4. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  5. Интернет-ресурсы:
  • http://dou3balakovo.ucoz.ru/publ/materialy_pedagogov/konsultacii/metodika_organizacii_i_provedenija_progulki_v_dou/3-1-0-62
  • http://detsad-kitty.ru/metod/48875-organizaciya-i-metodika-provedeniya-progulki.html

 

 

 

 

Опубликовано: 05.04.2016