Пальчиковая гимнастика — одна из форм здоровьесберегающей технологии в детском саду
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Ивановская Светлана Степановна
Организация: Шумский детский сад – СП МКДОУ «Усть-Рубахинский ДСОВ»
Населенный пункт: Иркутская область, рп. Шумский
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж».
В. Лирясова.
Актуальность:
Как воспитатель в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста.
Жизнь показывает, что у медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
- Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику;
- Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
- Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
- Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
- Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
- Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.
Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.
Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.
Для реализации данной цели были определены задачи:
- Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
- познакомить детей с названиями пальцев рук;
- научить выполнять координированные движения пальцами рук;
- развивать наблюдательность и любознательность;
- активизировать словарный запас;
- развивать лексико-грамматический строй;
- пропагандировать использование пальчиковых игр дома;
- использовать взаимосвязь педагогов МДОУ в развитии мелкой моторики рук.
Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, последовательность, систематичность, доступность и др.) данная система роботы требует соблюдения следующих принципов:
- принцип индивидуального подхода, учёт личностных и возрастных особенностей;
- уровень психического и физического развития детей;
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях МДОУ и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса).
Необходимо помнить три важных правила:
Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;
Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы(например, потрясти кистями рук);
Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.
Правила выполнения упражнений:
- Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы.
1группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат разгибать и сгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что в работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы.
Использованная литература:
- Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
- Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»;
- Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»;
- Автор- составитель Савушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики(пальчиковая гимнастика). Младшая и средняя группы»;
- Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»;
- Бардышёва Т.Ю. «Здравствуй, пальчик»; «Мой мизинчик, где ты был?»