Пальчиковая гимнастика — одна из форм здоровьесберегающей технологии в детском саду

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Ивановская Светлана Степановна

Организация: Шумский детский сад – СП МКДОУ «Усть-Рубахинский ДСОВ»

Населенный пункт: Иркутская область, рп. Шумский

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

              В. Лирясова.

 

Актуальность:

Как воспитатель в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”.  Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста.

Жизнь показывает, что у медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками.  Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  1. Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику;
  2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
  3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
  4. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  5. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
  6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  7. В результате  освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.

Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.

Для реализации данной цели были определены задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
  • познакомить детей с названиями пальцев рук;
  • научить выполнять координированные движения пальцами рук;
  • развивать наблюдательность и любознательность;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать лексико-грамматический строй;
  • пропагандировать использование пальчиковых игр дома;
  • использовать взаимосвязь педагогов МДОУ в развитии мелкой моторики рук.

Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, последовательность, систематичность, доступность и др.) данная система роботы требует соблюдения следующих принципов:

  • принцип индивидуального подхода, учёт личностных и возрастных особенностей;
  • уровень психического и физического развития детей;
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях МДОУ и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса).

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы(например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.

Правила выполнения упражнений:

  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить  его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  9. В идеале  каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
  10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
  12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  13. Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы.

1группа. Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат разгибать и сгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что в  работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы.

 

Использованная литература:

  1. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»;
  3. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»;
  4. Автор- составитель Савушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики(пальчиковая гимнастика). Младшая и средняя группы»;
  5. Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»;
  6. Бардышёва Т.Ю. «Здравствуй, пальчик»; «Мой мизинчик, где ты был?»

 

Опубликовано: 05.04.2016