Применение информационно- коммуникативных технологий в начальной школе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Куренкова Анна Николаевна

Организация: МБОУ ТСОШ№2

Населенный пункт: Ростовская область, ст. Тацинская

Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успеш­ной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, ос­воению базовых социальных способностей и умений, приобщению учащихся к твор­ческой и исследовательской деятельности. Для обучения учащихся в соответствии с ФГОС необходима реализация деятельностного подхода.     

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные дей­ствия (УУД). Важным элементом их формирования у обучающихся на ступени на­чального общего образования является формирование у младших школьников умения грамотно использовать ин­формационно коммуникативные технологии. В программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стан­дарта МБОУ ТСОШ№2 получила новое современное обору­дование для начальных классов: электронные цифровые микроскопы, датчики, ин­терактивные доски, ноутбуки, учебно-методические комплексы.

Таким образом созданы все условия для нестандартной подачи материала и проведения уроков. Учитель начальных классов имеет возможность использовать различ­ные модели образовательной среды, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Грамотное использование возможностей современных информационных техно­логий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успева­емости школьников;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышению уровня комфортности обучения;-снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
  • развитию информационного мышления школьников, формирование инфор­мационно- коммуникационной компетенции.

Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имею­щиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.

Интерактивная доска позволяет использовать одновременно и изображения, и текст, и звук, и видео, и ресурсы Интернет, и другие необходимые материалы. Учи­тель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.

А также позволяет демонстрировать ученикам:

  • презентации, содержащие изучаемый материал;
  • иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы);
  • текстовый материал;
  • материал, оформленный в виде таблиц;
  • видеоматериал;
  • комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с инте­рактивной проверкой и без нее.

Для ребенка интерактивная доска - это новое средство обучения, работать на ней увлекательно, поэтому у младших школьников повышается мотивация на уроке, учащиеся становятся более внимательными. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекая их в учебный процесс. Учащих­ся привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов. Даже первоклассники быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при ко­тором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способ­ствует осознанному усвоению знаний учащимися.

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной инфор­мацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для челове­ческого зрения является работа с текстами. При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

  • слайд должен содержать минимально возможное количество слов;
  • для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограни­чить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требова­ний при разработке учебных программ;
  • предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, терми­ны, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во вре­мя демонстрации презентации;
  • размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт;
  • заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;
  • чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, равномерно заполнять все экранное поле;
  • нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время  чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображе­нии, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. Звуковое со­провождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий ха­рактер.

Используя интерактивные игровые упражнения-тренажеры на уроках-тренингах по русскому языку, мы увеличиваем продуктивность уроков .

На уроке русского языка документ-камера позволяет вывести на экран текст и предложить уче­никам исправлять ошибки или вставить пропущенные буквы. Можно сде­лать видеозапись по окружающему миру. Более того, видео можно в любой момент остановить и обратить внимание учеников на какую-либо деталь в кадре, например, обведя её красным цветом, а затем продолжить показ.

На уроках литературы дети могут увидеть фотографии и портреты писателей, ре­продукции картин, услышать музыку и художественное чтение, что активизирует и визуальные, и слуховые каналы восприятия учебной информации.

На уроках математики с помощью обычных приложений Windows можно произ­водить вычисления, обрабатывать результаты. Чертить графики с помощью ком­пьютера можно настолько чётко, как не всегда получится даже у самого опытного учителя.

Учащиеся охотно выполняют упражнения УМК «Академия наук, тесты и упражнения в онлайн-режиме. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подсте­гивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Для начальной школы интерактивная доска — невероятно эффективный инстру­мент концентрации внимания. Пример: идёт изучение формы и цвета, на доске — набор разноцветных фигур и две линейки. Ученики, выходя по очереди, должны вы­строить на одной линейке фигурки одной формы, а на другой — одного цвета. Всё это ребёнок делает сам, что гораздо интереснее, чем проставлять цифры в рабочей тетради.

Младшие школьники с удовольствием передвигают объекты на доске, вписыва­ют нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управляют презентацией, де­лают чертежи и схемы, динамично дополняют изображение дополнительными ри­сунками, вносят поправки и дополнения по мере своего рассказа - и это не полный перечень возможностей.

Примерные задания по математике в начальной школе с использованием инте­рактивной доски:

  • Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру.
  • Посчитай площадь фигуры с помощью палетки.
  • Соединение фигуры с соответствующей формулой площади или периметра.
  • Собери новую фигуру.
  • Составь закономерность из фигур.
  • Удали или добавь лишнюю фигуру.

Интерактивная доска дает возможность использовать более широ­кий диапазон визуальных средств для изучения программного материала, поэтому преподносимый материал становится более понятным для учеников. Так, при составлении схемы задачи с помощью отрезков ученики пользуются «карандашами» разного цвета. Это позволяет им быстрее увидеть «часть»,« вели­чину», известное и неизвестное, а, значит, быстрее прийти к ответу. Яркое цветовое решение условия задачи имеет огромное преимущество перед записями, сделан­ными мелом на обычной доске: делает трудный вид задания более простым.

Таким образом применение информационных технологий позволило расширить возможности получения учебной информации, наполнить урок новым содержанием. В результате более легко и быстро протекает учебная деятельность младших школьников, благодаря чему снижается утомляемость. Ребёнок становится творческим, инициативным, активизируются все психические процессы, что способствует продуктивности учебной деятельности.

 

Литература:

  1. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков. - Волгоград, 2009.
  2. Пейперт С. «Переворот в сознании: дети. Компьютеры и плодотворные идеи»М.-Педагогика,1989.
  3. Беспалько В.П. «Образование и обучение с участие компьютеров»- М. Издательство «Феникс»2002г.

 

Опубликовано: 16.02.2016