Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Широкова Наталия Владимировна

Организация: МАДОУ «Детский сад №8»

Населенный пункт: Пермский край, г. Кунгур

Становление личности ребёнка начинается с его рождения – в этот период обучением и воспитанием малыша занимается мама. Наша задача после прихода ребёнка в ясли – продолжить этот процесс.

Многие педагоги считают, что ребёнок в дошкольном учреждении обязан научиться считать, писать, читать, логически мыслить, но совсем не считают страшным, если он не умеет рисовать. Но ведь родители приводят детей в детский сад, чтобы мы не только научили их умственным способностям, развитию речи, но и развили в ребёнке творческую личность, нашли в нём талант. Я не говорю о том, чтобы забросить всё, и только рисовать, но игнорировать необходимость воспитания гармонично развитой и творческой личности не следует, иначе ребёнок рискует вырасти равнодушным и эстетически не развитым человеком. Чтобы этого не произошло, с помощью изобразительного искусства нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты, любовь к прекрасному.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для ребёнка, так как он имеет возможность передавать свои впечатления об окружающей действительности, с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Всё это вызывает у ребёнка радостные чувства и благотворно влияет на развитие его эмоциональной сферы.

Работу по изобразительной деятельности в своей группе я начала проводить с ясельного возраста. Я обратила внимание на то, что у многих детей плохо развита речь, а мы знаем, что на становление правильной речи, влияет развитие пальчиковой моторики.

Исследования педагогов и психологов таких, как Сакулина Н.П., Кульневич С.В., Казакова Т.Г. и других показали, что изобразительная деятельность детей дошкольного возраста является нужной и полезной,  так как решает не только задачи эстетического воспитания и развитие художественных способностей, но и развивает у детей ручную умелость. А развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.

Обследовав детей в начале года, я обнаружила, что большинство детей с трудом справляются с простейшими заданиями, так как пальцы рук у них малоподвижны, силы в руках недостаточно. Дети с трудом скатывали столбик, шар из пластилина, неправильно держали карандаш, кисточку, чувствовалась скованность, неуверенность, напряжённость. У некоторых детей чувствовалась боязнь чистого листа.

Чтобы воспитать в детях творческую, разносторонне развитую, уверенную в себе личность, я решила заняться этой проблемой.  Перед собой я поставила цель – с помощью изобразительной деятельности улучшить сенсорные способности детей, сформировать художественные, эстетические чувства, развить ручную умелость, а в следствие всего этого - улучшить речь детей.

Для реализации этой цели я выделила ряд задач:

1.Развивать целенаправленную деятельность и созидательную активность детей:

  • формировать у них положительное отношение к сотрудничеству с воспитателем, а также к собственной деятельности и её результату;
  • способствовать возникновению ощущений, что продукт их деятельности (рисунок, лепка, аппликация) интересен другим (родителям, близким) и необходим им самим (для игры, в качестве подарка и т.д.);
  • формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у детей чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда.

2.Способствовать накоплению сенсорного опыта детей и обогащению их чувственных впечатлений в процессе восприятия природы, произведений народного и изобразительного искусства:

  • учить понимать содержание произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки (пластика формы, связь назначения предмета и его украшение, элементы узора и  т.п.);
  • знакомить детей с произведениями изобразительного искусства разных жанров (живопись, графика, скульптура и т.д.), формировать интерес к ним – обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых,  художники передают состояние природы, характер и настроение  своих героев;
  • формировать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков в природе.

3.Развивать воображение и творческие способности детей:

  • формировать способность  изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображения и творчества;
  • побуждать детей экспериментировать с цветом, формой, придумывать и создавать композицию;
  • поощрять и поддерживать  их творческие находки.

4.Развивать ручную умелость:

  • развитие движений рук, их координации, плавности, ритмичности, силе нажима в аппликации, рисовании, лепке.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, дети рисовали не только кистью, карандашами, фломастерами. Но и ладошками, пальчиками, печатками, штампом, тычком поролона, рисовали по сырому и т. д. Наклеивали детали не только из бумаги, но и ваты, синтепона, пенопласта. Такие нетрадиционные способы изображения доставляли детям множество положительных эмоций, у них сохранялась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведённого на выполнение задания.

Применение нетрадиционных техник способствует развитию у детей:

  • Внимания, усидчивости, фантазии, воображения, наблюдательности, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости,
  • Учат детей свободно выражать свой замысел,
  • Развивают уверенность в своих силах,
  • Позволяю детям быстро достичь желаемого результата.

Дети младшего и среднего возраста  рисовали:

  • Пальчиками и ладошками,
  • Делали оттиск печати  строительным материалом,
  • Рисовали поролоновым тычком через трафарет,
  • Тычком жёсткой полусухой кисти,
  • Ватными палочками,
  • Восковыми мелками + акварелью.

Детей старшего возраста я знакомлю с более сложными техниками:

  • Рисование нитками,
  • Оттиск печати сухими ветками,
  • Монотипия предметная с дорисовкой,
  • Рисование по сырому,
  • Кляксография с трубочкой.

В группе созданы условия  для самостоятельной творческой деятельности детей. В уголке по изо находятся, необходимые материалы для продуктивной деятельности детей: краски, цветные и простые карандаши, бумага различной фактуры, магнитные доски  для рисования, пластилин, ножницы и т.д. Иллюстрации, картины знаменитых художников, предметы красоты изобразительного искусства.

В течение всего времени с детьми проводила пальчиковые игры по составленной мной картотеке, включала игры в совместную деятельность, режимные моменты, сочетая пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, дети стали более уверенными, почувствовали в себе силы, научились преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что не получится. Они с восторгом показывают свои работы родителям, рассказывают маме и папе как рисовали, лепили и наклеивали.

Только овладев способами деятельности, ребёнок чувствует себя свободным и независимым в творческих проявлениях.

 

 

Список литературы.

  1. Валеева А.А., Рубцова Е.В. Разнообразные изобразительные материалы в
  2. творчестве детей дошкольного возраста - Уфа, 1996. С.1-2,7.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. С. 26-32.
  4. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2004-С. 4.
  5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами//Дошкольное воспитание. - 2006-№7. С.48-49.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  М.: Карапуз-дидактика, 2007. - 158 с.
  7. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. - Ростов-на-Дону, 1991. С.13-15
  8. Усова А.П.Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. С. 216-217.
  9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. - М.: Гном и Д, 2001. С.4-6.
  10. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2008. С.23-25.
  11. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.
  12. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

 

Опубликовано: 09.02.2016