Использование современных технологий в организации учебной деятельности младшего школьника

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Чингаева Ирина Викторовна

Организация: МОУ «Горяйновская ООШ»

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.

В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

Исходя их вышесказанного, целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

В своей работе я использую педагогические технологии, направленные на решение учебных задач:

Технология проблемного обучения

Технология разноуровневого обучения

Проектно-исследовательская технология

Игровая технология

Информационно-коммуникационная технология

Технология “Портфолио”

Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.

Структуру каждого урока я тщательно продумываю, потому что только грамотное построение урока позволяет добиться успеха каждому ребёнку в меру способностей и возможностей, даёт шанс самым неуверенным учащимся.

Правильно построенный урок не вызывает у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. При этом нужно помнить, что без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!

Работая на уроке, в который включаю ту или иную технологию, учащиеся используют и совершенствуют навыки самостоятельной работы, работы с текстом, речевой деятельности, умения работать в паре и группе.

В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение информационно-коммуникационных технологий, педагогику сотрудничества, здоровьесберегающего подхода.

А так как становление личности ребёнка, прежде всего, происходит на уроке, моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся. Сделать это мне позволяют современные технологии.

 С введением ФГОС учитель получил четкий алгоритм: чему, как учить и на что опираться в своей работе.

Позвольте привести конкретные примеры использования современных технологий в организации учебной деятельности младшего школьника на моих уроках.

Литературное чтение. На первое место из технологий я бы поставила технологию проблемного диалога. Технология проблемного диалога относится к ведущим современным технологиям личностно- ориентированного образования. То есть на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Я сама сообщаю тему урока, но так, чтобы вызвать к ней интерес класса. Для этого я часто использую приём «яркое пятно», который заключается в сообщении классу материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности, иллюстрации картин.

Этапы проблемного диалога на уроках литературного чтения традиционны:

  1. формулирование проблемного вопроса;
  2. выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;
  3. доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;
  4. решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.

Используя технологию проблемного диалога на уроках литературного чтения, необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным. Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа. Будет лучше, если он возникнет постепенно, если учащиеся придут к нему сами.

На уроках литературного чтения веду диалог с ребятами, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении.Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.

В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам инсценировать произведения, читать по ролям, читать стихи. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Поэтому здесь не обойтись без технологии продуктивного чтения.Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно- важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.        

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Передо мной стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей помогает использование в работе приемов продуктивного чтения.

Этап 1. Работа с текстом до чтения.

Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой целей урока.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы и т. д.

2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

 

Этап 3. Работа с текстом после чтения.

1. Беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.

4. Творческие задания для учащихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д.

В технологии продуктивного чтения существуют разные приемы анализа художественного текста, я хочу остановится на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.

1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.

Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".

Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..".

Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

2.Комментированное чтение

Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.

Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

Приемы прерывания чтения обучающихся:

рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;

"включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";

формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".

Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу.

Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 100% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.

Большинство детей любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советую прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения. 

Самые востребованные сейчас технологии – это, конечно, информационно-коммуникационные. Их я применяю на всех предметных уроках.

В том числе и на уроках литературного чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины, мультипликация - все становится интересным, если использовать эти современные методы.

Наряду с презентацией на уроках литературного чтения мы смотрим видеофильмы по теме, часто урок сопровождаю музыкой. Например, при чтении, изучении стихотворений я предлагаю ребятам прослушать музыкальные произведения и подобрать музыку к данному стихотворению. Это всегда вызывает живой эмоциональный отклик, повышает интерес к прочитанному тексту.

 

Обучение грамоте

Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой  и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.

Они кроются в картинности текстового и иллюстрированногоматериала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

Окружающий мир

Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, звёзды – все можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – все делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, втом числе и самых инфантильных или заторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

В начальной школе я использую презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле и др.

Анализ занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока –принцип  привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный

инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее

достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять,

организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

Технология разноуровневого обучения

Ни для кого не секрет, что обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является часто недостижимым для многих учеников. А это означает появление у большинства из них отрицательного отношения к образовательному процессу в целом. На помощь приходит технология разноуровнего обучения.

Цель технологии разноуровнего обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта.

Чтобы технология уровнего обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъективного опыта школьников:

  • особенности личностно – смысловой сферы;
  • особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умение регулировать свою эмоциональную сферу);
  • уровень обученности в рамках учебного предмета (сформированные у школьников знания, умения, навыки, способы деятельности).

Далее организую работу учащихся в группах, парах.

Способы оценивания:

Индивидуальный способ оценивания – успехи ученика сравниваются с его же прошлым опытом.

Нормативный способ оценивания - результаты, действия ученика сравнивают с установленными образцами, нормами.

Я оцениваю учащихся с позиции приложенных усилий.

Учащиеся осуществляют самооценку достигнутых результатов. При этом стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. Для создания комфортной обстановки на уроке использую музыкальное оформление: выполняем работу под музыку или поём сами, рассказываем сказки или истории о народных традициях. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.

 Это подтверждается участием моих детей в творческих и интеллектуальных конкурсах как муниципального, так и городского, республиканского, всероссийского и международного значения.

Дифференцированный подход позволил добиться в классе хороших результатов в обучении учащихся. По итогам административных, промежуточных и итоговых проверочных работ по предметам русский язык и математика 88% - 100 % ребят справляются с заданиями. Качество знаний учащихся составляет 77%, процент успеваемости – 100%.

Здоровьесберегающие технологии

На каждом уроке использую здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию здорового образа жизни. Перед первым уроком  провожу зарядка под музыку. Во время уроков провожу две физкультминутки: динамичная и для глаз (использую электронные с музыкальным сопровождением), контролирую осанку детей. Конечно, создаю положительный эмоциональный настрой на уроке, слежу за снижением психических и физических перегрузок. Этому способствуют и внеклассные мероприятия, дни здоровья, игры на свежем воздухе.

На уроках математики предлагаю детям решить задачу.

Катя съела 9 конфет, а Маша на 2 меньше. Сколько конфет съели обе девочки?

 (Дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

 – Можно съедать так много конфет? Почему?

 – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

 На уроке окружающего мира можно обратиться к сказке при изучении, например, темы «Вода».

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Вопрос: Можно было Иванушке пить воду из копытца? Почему?

 

 

Особое место среди всех педагогических технологий в моей работе занимает проектно-исследовательская технология, которая применяется мною на уроках, во внеурочной деятельности и внеклассной работе. В чём ценность этой технологии? Она практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве. Даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты.

Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектирование позволяет дать учащимся новое представление о том, как можно учиться, как можно найти новые перспективы образования – образования для себя.

Проектная деятельность соединяет индивидуально проектируемую внешкольную активность, основанную на получении непосредственного опыта, с культурными традициями, личностной ориентацией ребёнка. Всё это связывает вместе и социальный опыт, и обучение, и осмысление учащимися происходящих процессов.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет решать ряд очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы. Проектная работа позволяет ориентироваться на личность ученика.

 

 

Наиболее существенным становится появление интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Ученик открывает мир для себя и – себя в этом мире. Исходя из этого в своей проектно-исследовательской работе определила основные цели:

  1.  Способствовать повышению личной уверенности у каждого ребёнка;
  2. Позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
  3. Развивать у каждого позитивный образ себя и других;
  4. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувства локтя»;
  5. Развивать коммуникабельность.
  6. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать пути решения поставленной задачи.
  7. Развивать у учащихся исследовательские умения: выявление проблем, сбор информации, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Технология «Портфолио»

Создание портфолио -  долгосрочная программа.  Началась она у меня в 2013 году, когда приняла первый класс. В первом классе, когда дети только начинали работать над составлением портфолио, без помощи родителей обойтись было просто невозможно. Мы трудились над сбором  материалов для создания портфолио. Родители помогали подбирать фотографии, оформлять работы,  проекты о семье, семейных традициях, составляли родословную семьи. Дети выбирали самые удачные творческие работы, рисунки, поделки, с удовольствием принимали участие в разнообразных конкурсах, олимпиадах. 8 декабря 2015 года моя ученица стала победителем республиканского конкурса детского творчества «Ушаков. Россия. Флот» в номинации «литературное творчество». 1 место за «Сказ о том, как Фёдор Ушаков Отечеству служил».

 

Чтобы добиться положительного результата в обучении, необходимо тесное сотрудничество между учителем и родителями. Только вместе, сообща можно идти к единой цели развития школьника. 

Мы проучились по новым стандартам два с половиной года.Но уже сейчас я могу с уверенностью сказать: мои третиклассники умеют спорить,

размышлять, умеют оценивать свою работу и работу своих товарищей, делают правильные выводы и предлагают пути решения проблемных ситуаций на своём возрастном уровне. Дети активно участвуют в делах класса и школы.

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, могут стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируется интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

 

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
  2. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  3. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  4. Джужук И. И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  5. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.
  6. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - №2.
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
  8. Феоктистова В.Ф Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
  9. Титаренко Н. Н. Диагностика общеучебных организационных умений младших школьников //. ж. Завуч начальной школы, № 3, 2004 г.
  10. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики. // Школьные технологии. -2005.-№1.-С.181.
  11. Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе. // Народное образование. -2005.-№1.-С.84.
  12. Пинская М.А. Место портфолио в современном образовании. // Оценка качества образования. -2008.-№2.-С.56.
  13. Колесников, А.К. Современные образовательные технологии для будущего учителя / А.К. Колесников, А.И. Санникова, К.Э. Безукладников: [Современные образовательные технологии в свете требований ФГОС ВПО] // Alma mater. -2012.-№1.-С.34-38.
  14. Лузина, Н.А.  Интеграция современных технологий: эффективное средство личностно ориентированного развиваю­щего образования в начальной школе / Н.А. Лузина // Начальная школа плюс до и после. -2010.-№10.-С.58-62.
  15. Плесовских, А.Н.  Новые педагогические технологии как средство повышения качества и эффективности обучения / В.И. Плесовских // Мастер-класс: приложение к журналу "Методист». -2011.-№5.-С.21-24.

 

 

 

Опубликовано: 19.01.2016