Развитие речи ребенка через пальчиковые игры и мелкую моторику

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Садыкова Галина Прокопьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 12»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чернушка

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача – значит у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:

  • Систематичность проведения игр и упражнений.
  • Последовательность – (от простого к сложному).
  • Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Собрано много материала на использование пальчиковых игр:

  • большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;
  • игры с песком, водой;
  • пальчиковый театр;
  • раскраски, трафареты;
  • виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)

Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:

  1. стимулирует развитие мелкой моторики;
  2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ;
  4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
  5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры – шнуровки:

  1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
  2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
  3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;
  4. способствуют развитию речи;
  5. развивают творческие способности;
  6. развивают усидчивость;

Игры с крупой и семенами.

Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение

Игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком и водой, фольклорные пальчиковые игры, физкультминутки.

Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.

Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.

Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы;
  • Консультации: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; «Игры на развитие мелкой моторики рук»;
  • Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;
  • Рекомендации родителям определяю в виде памяток «С пальчиками играем, речь развиваем»,

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

 

Список литературы:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие . -  М.: Айрис-пресс, 2011.
  2. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 - 5 лет // Логопед. 2006. № 1.
  3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  4. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

 

Опубликовано: 19.01.2016