Интеграция исследовательской деятельности с художественно-эстетическим воспитанием

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Сельскова Яна Алексеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №29»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Саров

Чем дальше, тем больше мы убеждаемся в пользе интегрированных методов обучения. Перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, походу закрепляя полученные знания на практике.

 Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, или выбрать средство изображения, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, узнать его качества и свойства, назначение. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует воспитатель, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

 • информативно - рецептивный;

 • репродуктивный;

• метод проблемного изложения материала.

 • исследовательский;

 • эвристический;

  Соответственно, первых два метода авторы отнесли к числу репродуктивных, а два последних – к числу продуктивных. Проблемное изложение, как считали они, - промежуточная группа.

 

Репродуктивные методы.

 В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

  рассматривание;

  наблюдение;

  экскурсия;

  образец воспитателя;

  показ воспитателя.

     Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения. Он включает в себя:

  прием повтора;

  работа на черновиках;

  выполнение формообразующих движений рукой.

  Продуктивные методы.

 Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

 Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Воспитатель предлагает самостоятельно выполнить всю работу (он применим только лишь для старших дошкольников).

 Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

 

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности, познавательный интерес.

Именно использование нетрадиционной техники в изобразительной деятельности способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учится самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.

В I младшей группе, работа начиналась постепенно, как и принято "от простого к сложному", по подсказке китайской пословицы: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму". И я начала не только говорить, но и показывать, и дала возможность, сделать малышам то, что они и умели делать. Только чтобы они в конце работы, получали не  просто "каракули" понятные лишь им, а получили результат, понятный всем: и нам, и родителям, которые видят их шедевры.

В своей практике я использовала следующие средства изображения – это рисование ладошками, смятой бумагой, поролоном. Именно эти материалы выступали объектами детских исследований.

Ладошки – вот главные помощники малыша в исследовании этого мира. Ими он лепит, рисует, стучит и бренчит, хлопает, клеит, гладит – и таким образом расширяет свое представление о мире.

Прежде чем приступить непосредственно к изодеятельности была проведена большая предварительная работа с использованием различных методов и приемов. При исследовании объекта рисования – тюльпанов, проводились наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, беседы, художественное слово. А при исследовании средства рисования – ладошек, -  пальчиковые гимнастики, дидактические игры «Угадай, что в мешке», «Скажи, не открывая рта», варежковый театр, а также большое внимание уделили исследованию применения рук (обнять, пожалеть, взять, погладить, и т.п.). На самом занятии был использован прием – создания проблемной ситуации. Как же будем рисовать, если нет карандашей, кистей. После пальчиковой игры «Цветок», дети приходят к выводу, что форма ладошки напоминает бутон тюльпана, а значит можно рисовать ладошкой. Пальчиком я сама подрисовывала стебли, а дети при помощи сжатых кулачков подрисовывали листочки.

На другом занятии дети исследовали качества и свойства бумаги – гладкая, легкая, мнется, рвется, легко скручивается. А также хорошо впитывает в себя, пачкается. На этом занятии мы пытались развеселить бесцветное солнышко, и по окончанию работы оно нам заулыбалось.

Знакомство с поролоном проходило по той же схеме. То есть в режимных моментах мы исследовали качества и свойства этого материала. Проводили различные опыты, обсуждали назначение. Увидев подготовленные мною заготовки поролона круглой формы, мы решили попробовать этот материал в качестве средства изображения. Работы получились разнообразные – у кого-то солнышки, у кого-то ягодки, у кого-то цветочки, капельки дождя. С использованием поролона прошло два занятия «Ветка рябины», «Мимоза для мамы». В процессе занятия ребятам было предложено право выбора средства изображения – и все единодушно выбрали поролоновые штампы округлой формы.

Использование нетрадиционной техники доставляло детям множество положительных эмоций, дарило неожиданные открытия, раскрывало новые возможности использования знакомых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.

 

Литература.

  1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.-с. 99-169

 

  1. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
Опубликовано: 12.03.2015