Использование инновационных образовательных технологий в начальной школе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Леонова Татьяна Ивановна

Организация: ГБОУ СОШ № 12

Населенный пункт: Самарская область, г. Сызрань

В нашем динамичном и быстро меняющемся мире социальный заказ школе постоянно пересматривается, корректируется,изменяются цели и задачи школьного образования.

Но по какой бы системе не работал учитель, всегда перед ним стоят вопросы:

как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке?

С целью формирования у детей устойчивой мотивации к учебной деятельности в своей работе я стараюсь применять современные образовательные технологии

И в первую очередь это игровые технологии,  которые являются важ­нейшим видом учебной деятельности у учащихся начальной школы. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра является эффективным средством для развития внима­ния, памяти, воображения.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать что за игрой стоит урок, - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью...

  1. Человек должен уметь общаться, и этому так же надо учить. Для решения данной задачи  применяю в своей работе коммуникативные технологии. 

Это такие как:

  • работа в группе,
  • работа в паре сменного состава,
  • КТД.

Данные виды работ  очень привлекают младших школьников. И ,  не смотря на некоторые издержки в процессе (излишний шум, медленный темп работы,  неумение детей порой действовать совместно и др.), результатом является следующее:

– возрастает  познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми;

  •   проблемная технология.

Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же и их работа становится малоэффективной. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно и продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение.  Использую его на этапах сообщения темы, целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, который самостоятельно реализуется учениками при минимальной помощи учителя.

  • Технология проектного обучения

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, работать в ко­манде, искать и использовать информацию; публично презентовать свои ра­боты, формирует адекватную самооценку. 

Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

  • Здоровьесберегающие технологии

Проблемы в области здоровьесбережения стараюсь решать комплексно. 

В классе  имеется много зелени, систематически проводится влажная уборка.

  • На уроках и во внеурочное время  включаю гимнастику,  танцевально-ритмические  паузы  (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения,  оздоровительные игры  на переменах,   организовываются беседы с медсестрой.  Мною разработаны сценарии уроков здоровья, викторин и спортивных мероприятий.
  • Со стороны администрации школы в классе была установлена мебель, расчитаная на детей младшего школьного возраста, было заменено освещение, установлены жалюзи,  пожарная сигнализация.
  • Вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий  проводится в тесном сотрудничестве с родителями школьников. На родительских собраниях провожу курс бесед “Здоровьесберегающие технологии в школе и семье”. Родители принимают активное участие в тестировании, в физкультурно-оздоровительной работе,  в подготовке и проведении утренников и спортивных мероприятий,    .
  • Широко в своей практике использую информационные технологии

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Они позволяют обеспечить наилучшую  реализацию принципа наглядности. ИКТ технологии  используются мною на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия.
 

  • ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио»

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио” Данную технологию использую сравнительно недавно, но уже успела оценить, так как она  позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Результатом использования современных образовательных технологий

1.Является повышение качества образования при сохранении физического и психического здоровья школьников.
2. Наблюдается позитивная динамика общей успеваемости, о чём свидетельствуют
контрольные срезы знаний, проводимые администрацией школы.
3.Так же  учащиеся  моего класса систематически участвуют в Окружных и Всероссийских  конкурсах и предметных  олимпиадах.

Но не смотря на весь позитив, проблемы всё же существуют. Сейчас, во время царствования компьютера и интернета  детское чтение кричит SOS: дети не хотят читать, читают очень мало. Этот кризис можно приравнять к национальному бедствию.  И перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус.

Как же пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?

Уже несколько лет работаю над решением данной проблемы.  Проанализировав, пришла к выводу, что  положительное  отношение к чтению, начинается с той минуты, когда  ребенок почувствует себя участником событий, когда книга  предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.

К сожалению,  на традиционных уроках чтения  , как правило,  мало места личным впечатлениям школьника, его переживаниям. А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации.  В ходе решения данной проблемы мною была  разработана программа дополнительного образования литературно – театральной студии «Лукоморье».  Дети – актеры от природы. Именно занятия литературно-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт. Театральная игра для детей является и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом пробуждения в ребенке интереса к чтению, обогащения  словарного запаса, приобщения к народным традициям,  развития культуры речи.

По сложности,  по форме организации содержания программа является интегрированной.   В ней объединяются знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, хореография, технология.

Дети не только знакомятся с интересными сказками и фольклорными формами, они учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей. Важно, что в кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером.

При планировании работы кружка учитываются основные цели:

  • развитие мотивации обучения и познавательного интереса учащихся;
  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры,
  • обучение орфоэпическим нормам современной русской речи,
  • активное включение  детей в совместную творческую деятельность.

Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:

  1. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  2. Вырабатывать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
  3. Помогать учащимся преодолевать психологическую и речевую «зажатость».
  4. Активизировать и уточнять словарь детей.
  5. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
  • Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного    опыта.
  1. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
  2. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
  3. Воспитывать зрительскую культуру и культуру поведения в театре.

Реализация программы проводится в соответствии  в основными педагогическими принципами:

Принцип гумманизации.

Уважать  личность ребёнка. Создавать благоприятные условия для развития их способностей.

Принцип опоры.

Необходимо учитывать интересы и потребности учащихся; в ходе работы опораться на них.

Принцип обратной связи.

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсуждать, что получилось и что не получилось.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным.  Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценили, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен.

Основные направления работы с детьми

Работа с текстом включает в себя знакомство со сказкой,  фольклорными формами. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. На основе анализа различных произведений по стилю, по жанру, по типу учащиеся выявляют их особенности, признаки, что помогает им в дальнейшем создавать свои произведения.

Задачи:

  • учить анализировать  содержание прочитанного;
  • учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
  • развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
  • пополнять словарный запас, образный строй речи.

Культура и техника речи.

С помощью игр, тренингов и упражнений перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи.

Задачи:

  • развивать правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
  • развивать связную образную речь, творческую фантазию;
  • учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

Театральная игра – в игровой форме, через инсценировку произведений способствует приобщению  детей к литературному творчеству.

Задачи:

  • развивать зрительное, слуховое внимание, память, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к прочитанному;
  • учить запоминать слова героев спектаклей;
  • учить строить диалог с партнером на заданную тему;

На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются теоретические обоснования изучаемых тем. Занятия проводятся в форме: устного журнала, викторины, часа занимательного чтения, урока-путешествия, видеопросмотра, экскурсии.

На практических занятиях даются основы культуры речи и движений, актерского мастерства, проводятся игровые и обучающие тренинги, подготовка к выступлениям, изготовление необходимых костюмов и декораций.

Большое внимание уделяется работе по приобщению детей к народной культуре, знакомству с народными  традициями, обрядами.

Опубликовано: 28.11.2015