Система оценивания в соответствии с ФГОС

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Федоренко Светлана Вячеславовна

Организация: МБОУ «Супоневская СОШ №2»

Населенный пункт: Брянская область, с. Супонево

Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители.

 «… входя в состав универсальных учебных действий , оценка и контрольно-оценочная деятельность выступает и как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.»

Все средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов.

Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.

Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.

Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия  решений по педагогической  помощи и

Поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования

- предметные результаты.
- метапредметные результаты
- личностные результаты

 

В начальной школе разработан материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся, созданы таблицы, в которых внесены планируемые результаты с указанием умений, характеризующих данный результат. Сюда входят:
- оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме;
- контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы;
- листы индивидуальных достижений учащихся по предметам;
- показатели сформированности универсальных учебных действий;
- лист общеучебных достижений (3-4 класс);
- Портфолио создаётся для:
 

 Я сегодня остановлюсь  на педагогических технологиях оценивания  тематического и итогового контроля. Для начала тематический контроль. Он осуществляется после завершения изучения крупных разделов программы.

Оформление титульного листа

  • Раздел программы
  • Тема или темы, по которым проводится

контрольная работа

  • Цели
  • Планируемый результат

(Б. Ученик научится: …

П. Ученик получит возможность

научиться…)

При подготовке текста контрольной  работы, надо помнить, что она  состоит из заданий трех уровней:

При подготовке текста контрольной работы необходимо учитывать следующие условия:

2/3 заданий – базового уровня

1/3 заданий – повышенного уровня

1-2 задания необходимо брать из книги «Оценка достижения планируемых результатов . Система заданий»

Необходимый уровень – решение типовой  задачи, подобной тем,

что решали уже много раз, где требовались отработанные умения

и давно изученные знания.

Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».

Программный уровень – решение нестандартной задачи,

где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент,

 знания,  либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации.

 Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично».

Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не

 изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось

либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания,

 либо новые самостоятельно усвоенные умения.

Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований,

«превосходно».

 

После проверки контрольной работы  заносятся баллы, полученные детьми в таблицу. В этой сводной ведомости видно, что повышенного внимания со стороны учителя требует Волчкова Дарья. Ребенок не достиг базового уровня по изучаемой теме. При составлении плана коррекционных мероприятий надо учесть, что у Ивочкиной Валерии слабо развито логическое мышление и вычислительный навык. С Карельцевым Игорем надо обратить внимание на решение уравнений. Также в этой таблице видно, что еще далеко не всем детям доступно задание максимального уровня. Полностью с ним справилось четверо детей.

При анализе контрольной работы можно выделить три группы детей:

  1. Группа риска. Дети, не достигшие базового уровня по изучаемой теме
  2. Группа детей, которые достигли базового уровня.
  3. Группа детей, которые достигли как базового, так и повышенного уровня подготовки по изучаемой теме.

В конце года составляется график результативности выполнения контрольных работ по математике. Перед вами график ученика 1 класса Прудникова Кирилла. По этому графику видно, что сначала у ребенка наблюдалось планомерное повышение результатов на контрольных работах по математике, а по контрольной работе №4 по теме «Задача» Кирилл набрал резко меньшее количество баллов. Хочу сразу оговориться, что в данном конкретном случае сказалась болезнь. Но благодаря проведению коррекционных мероприятий и собственной активности ребенка последующие контрольные работы были выполнены на высоком уровне.

 

При анализе и интерпретации результатов контрольного диктанта в верхней части таблицы  расписываются умения и навыки, которые  выставляются на контроль в каждом диктанте. Перед вами сводная ведомость результатов итогового контрольного диктанта по русскому языку. В этой таблице видно, что особого внимания со стороны учителя требуют Бондаренко Владислав и Волчкова Дарья. Также необходимо обратить внимание на каллиграфию Дёминой Алены и правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне. Все это необходимо учесть в составлении плана коррекционных мероприятий.

При анализе контрольного диктанта я также выделила три группы учащихся:

  1. Группа риска. Дети, которые не достигли базового уровня.
  2. Группа детей, достигших базового уровня подготовки.
  3. Группа детей, достигших как базового, так и повышенного уровня. Т.к. эти ученики справились с контрольным диктантом на 100%

 

Учащиеся получают свои работы. Контрольная работа полностью решается на доске, дети сверяют и исправляют ошибки зелёной пастой.

Затем учитель проверяет работу, исправляет пропущенные ошибки, после чего выставляет отметку.

 

В 1 классе техника чтения проверяется 2 раза – в марте и апреле месяце.

Во 2 – 4 классах техника чтения проверяется 3 раза – в сентябре, декабре, апреле месяце.

Текст необходимо печатать на листе:

1 класс- шрифт 18

2 класс- шрифт 16

  3-4 класс- шрифт 14

 

- этапы проверки техники чтения

1. Чтение вслух

Первый вариант читает вслух 2 минуты с первого абзаца, второй вариант контролирует и делает отметку.

Второй вариант читает с нового абзаца, первый вариант следит и делает отметку.

2. Чтение про себя

Все вместе читают про себя с первого абзаца 2-3 минуты, делают отметку.

3. Проверка выразительности,

правильности и способа чтения

Учащиеся читают текст по цепочке.

4. Проверка осмысленности чтения

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

Таким образом, мы плавно уже перешли к итоговому контролю. Для оценки метапредметных результатов используются комплексные работы. Комплексная интегрированная контрольная работа строится на основе несплошного текста, к которому дается  заданий основной части работы и дополнительных заданий. В отличии от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.

Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.

Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой для дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика, окружающий мир.

С помощью этой работы оценивается

В области чтения:

  1. Техника и навык чтения.
  2. Культура чтения, навыки работы с текстом и информацией.
  3. Читательский отклик на прочитанное.

В области системы языка:

  1. Овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса.
  2. Сформированность правописных навыков, техники оформления текстов.
  3. Объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения.

В области математики:

  1. Овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса.
  2. Умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях.
  3. Умение рассуждать и обосновывать свои действия.

В области окружающего мира:

  1. Сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий.
  2. Сформированность первичных предметных способов учебных действий.
  3. Сформированность первичных методологических представлений.

 

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

 

 

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика,

так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать,как он овладел умениями и знаниями темы.

Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

 

Основными составляющими новой  технологии оценки учебных успехов

 являются:

  • развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки;
  • фиксация результатов своих достижений в Портфолио ученика.
  •  

Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)?

 Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной

 ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или

 с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

 

 Листы достижений
 

Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Структура Портфеля достижений для всех категорий учащихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких разделов, в каждой школе она различна.

 

Школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

 

Опубликовано: 09.11.2015