Межпредметные связи при обучении математики

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Семёнова Нина Александровна

Организация: МОУ «Королевщинская СОШ»

Населенный пункт: Тверская область, Жарковский район, п. Новосёлки

Конец XIX века ознаменовался рождением и быстрым развитием новых наук, лежащих на стыке двух или более фундаментальных. Стало ясно, что продолжать использовать изолированность наук при обучении бессмысленно, прогресс в любой науке был не возможен без достижений других отраслей знаний, возникла потребность организовывать знания разных наук (материал которых к началу XX века был достаточно обширным), установить взаимосвязь между ними, т.е. обеспечить их наибольшую информативность и эффективность. Таким образом, всё чаще и чаще возникала необходимость внедрения межпредметных связей в учебные процессы в различных учебных заведениях, в том числе и в школах.
Первые попытки создания проблемно-комплексного обучения были предприняты в начале XX века в США Дж. Дьюи и в 20-х годах в СССР С.Т.Шацким, М.М. Рубинштейном и другими. Комплексный метод предполагал интеграцию знаний из различных областей науки. Для реализации комплексного метода предполагалось ликвидировать классы-группы, заменив их детскими коллективами, и активизировать преподавательскую деятельность через внедрение «трудового метода» во все учебные предметы. С 1924-1926 г. программы по проблемно-комплексному обучению вводились в обязательном порядке в 1-5 классы, но только в темы, связанные с физическим трудом. "Отражение хозяйственных, социальных и бытовых потребностей среды в разработке программы должны признать первым ее признаком - комплексность, т.е. соединение разных образовательных материалов для проработки очередной главной темы известного периода работы в школе и вне школы.

Но в 1931 году был принят закон "О начальной и средней школе", в котором метод проектов был отвергнут. Причины этого состояли в том, что комплексное обучение предполагало интеграцию разнопредметных знаний вокруг некоторых проблем и жестко противостояло предметоцентризму. В 1958 г. выходит закон "Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". В 1950-1960 г.г. главная роль межпредметных связей состояла в укреплении отношений между предметными и профессионально-техническими знаниями.

В 70-е годы в центре внимания многих преподавателей оказывается перспектива установления и развития содержательных, системных, дидактических отношений между школьными учебными дисциплинами. Задачи, которые ставили педагоги, принципиально не отличались от задач трудовой школы: формирование целостного мировоззрения учащихся; включение знаний в процесс жизнедеятельности учащихся и т.д.
Предметоцентризм и комплексность стали восприниматься как дополнение друг друга. Межпредметность становится одним из принципов дидактики. Межпредметные связи, отражая в учебном процессе связи реальной действительности, являются выражением закономерности объективного мира и, в силу своего философского и дидактического значения, определяют содержание, методы, формы обучения. Поэтому есть основания считать межпредметные связи одним из принципов советской педагогики..

 .
Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Установление межпредметных связей в школьном курсе математики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Различают два типа связей между учебными предметами: временную (хронологическую) и понятийную (идейную). Первая предполагает согласование во времени прохождения программы различных предметов, вторая — одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических положений. Межпредметные связи могут быть раскрыты и по общности методов исследования (экспериментальный метод в физике, математике и химии, метод моделей в физике и математике) и др. Практически учителю математики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных временных связей: предшествующими, сопутствующими,перспективными. ,
• Предшествующие межпредметные связи — это связи, когда при изучении материала курса математики опираются на ранее полученные знания по другим предметам.
• Сопутствующие межпредметные связи — это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются как по математике, так и по другим предметам (например, понятие о векторе почти одновременно дается в курсах геометрии и физики; понятие о звуке изучается в физике, а органы слуха — в биологии и др.).
• Перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по математике опережает его применение в других предметах.

Представляю таблицу, отражающую ряд тем по математике, связанных с темами других дисциплин.


Межпредметные связи

Тема по своему предмету

Предмет

Тема по данному предмету

Цель и характер связей

5класс

Десятичная система счисления

 

 

 

 

 

 

 

 

История

 

 

 

 

 

 

Великая отечественная война

 

 

 

Олимпийские игры

 

 

 

Запись числа, длительность военных действий, потери, герои войны, используя местный материал.

Запись арабскими и римскими числами, наши достижения

 

Прямоугольник

 

 

 

 

 

Физическая культура

 

 

 

 

Разбивка грядок на пришкольном участке.

 

 

 

Измерения, вычисление площади.

 

 

 

Равные фигуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология

 

 

 

 

Технология

 

 

 

 

 

Девочки: кройка и шитьё фартука, вышивание мальчики: выпиливание разделочных досок по шаблону, нанесение узора для выжигания.

 

Получение равных фигур наложением

 

 

 

 

Обыкновенные дроби

 

 

 

 

 

 

 

 

Масштаб

 

 

 

6 класс

Осевая симметрия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поворот и центральная симметрия

 

 

 

Координаты, координатная плоскость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение величин. Пропорции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи на проценты.

 

 

7 класс

 

 

Линейная функция

 

 

 

 

Провешивание прямой на местности (геометрия)

 

 

 

Длина отрезка, измерительные инструменты.

 

 

 

 

 

 

 

Параллельные прямые

 

 

 

 

8 кл

 

Осевая и центральная симметрия(геометрия)

 

 

 

Подобные фигуры

 

 

Площади

 

 

 

 

 

 

Векторы

 

 

 

 

Стандартный вид числа

 

 

 

 

 

 

 

Вписанная окружность

 

 

 

9 кл.

 

Статистика

 

 

 

 

 

Реальная математика (элективный курс)

 

Задачи на %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграммы

 

 

 

 

 

 

 

Музыка

 

 

 

 

Технология

 

 

 

География

 

 

 

Биология

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство

 

 

Изобразительное искусство

 

 

 

 

География

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура

 

 

 

 

География

 

 

 

 

 

Музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

География.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биология (экология)

 

 

 

 

 

Физика

 

 

 

 

 

Технология

 

 

 

 

 

Технология (мальчики)

 

 

 

Физическая культура

 

 

 

Технология(мальчики)

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство

 

 

 

Биология

 

 

Технология

 

 

 

 

 

 

Физика

 

 

 

 

Физика

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология

 

 

 

 

 

 

География

 

 

 

 

 

Химия

 

 

 

 

География

 

 

Биология

 

 

География

 

 

 

 

 

Ритм, длительность нот

 

 

 

Составление кулинарных рецептов

 

 

Масштаб. План местности

 

 

Скелет животных, насекомых, разнообразие растительного мира

 

 

Рисование бабочки, посуды (кувшин)

 

Народная игрушка.

Полотенце.

 

 

Определение направлений, азимутов. Координаты точек на карте. Стороны горизонта

 

 

Игра в шахматы

 

 

 

 

Масштаб.

 

 

 

 

 

Длительность нот, такт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпадение осадков, высота гор, глубина и протяжённость озёр, рек  и др. водоёмов, изображение на карте.

 

 

 

Загрязнение окружающей среды

 

 

 

 

График движения тела

 

 

 

 

Работа на пришкольном участке

 

 

 

Работа на токарном станке

 

 

 

Метание мяча, прыжки в длину.

 

 

Обработка древесины.

 

 

 

 

 

 

Архитектура.

 

 

 

 

Животный мир

 

 

Распределение площадей, занятых овощными культурами на участке

 

Сила тяжести

 

 

 

 

Решение задач на определение количества теплоты.

 

 

 

 

 

Изготовление мишени из квадратной заготовки

 

 

 

Выявление природных ресурсов отдельных территорий

 

 

 

Растворы, количество вещества, необходимое для раствора.

 

Хозяйство, топливо, энергетика, промышленность РФ

 

Составление пищевого рациона

 

 

Население, развитие экономики, размещение промышленных объектов, природные ресурсы отдельных районов и областей

 

Сравнение дробей, сравнение длительности звучания нот

 

 

Измерение 1/3 стакана и т.п.

 

 

Определение расстояний между пунктами, используя карту и масштаб

 

Симметричность крыльев бабочки, листьев растений, скелета насекомых и животных

 

 

Рисуют, используя осевую симметрию

 

 

Составление узора для росписи игрушки, для украшения полотенца.

 

 Определение координат на плоскости и на карте, на глобусе

 

 

 

 

Расположение шахматных фигур на шахматном поле

 

 

Нахождение расстояний между точками, используя глобус и карту.

 

Прямо пропорциональная зависимость длительности нот и время их звучания, обратно пропорциональная  число тактов в минуту и длительность нот.

 

Определение по окраске на карте и изображение на диаграмме. График температур, используя дневники наблюдений за погодой.

 

 

 

Состав воздуха % , загрязнение

 

 

 

 

 

Прямолинейное движение тела, линейная функция, что общего?

 

 

Разбиваем грядки, клумбы, используя знания, полученные на геометрии.

 

 

Измерение диаметра штангенциркулем

 

 

 

Измерения рулеткой

 

 

 

Использование рейсшины для проведения параллельных прямых

 

Архитектурные здания, украшение изб, заборы, фасады.

 

 

Взрослые особи и их детёныши

 

Определение площадей участков
 занятых разными овощными культурами

 

 

Изображение на рисунке действие силы тяжести

 

 

Запись числа в стандартном виде и наоборот, вычисления с числами, записанными в стандартном виде.

 

 

 

Построение вписанной окружности

 

 

 

 

Работа со статистическими данными.

 

 

 

 

 

Вычисление % содержание вещества в растворе.

 

 

 

Решение задач на сравнение по регионам

 

Решение задач по биологии на уроках математики

 

 

 

 

 Чтение диаграмм, составление сравнительной характеристики по географии.

Пропорциональность величин.

Биология

 

Отдел нервной системы

 

Действия прямых и обратных связей, решение задач на пропорциональность

 

 

Опубликовано: 07.11.2015