Некоторые способы обученности учащихся на уроках математики

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Гайфуллина Ризида Рафиковна

Организация: МБОУ»Шурабашская ООШ»

Населенный пункт: Республика Татарстан, Арский район, с. Шура

У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником».

Многие  годы  единственной  формой  итогового  контроля  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  оставалась  контрольная  работа,  при  этом  личностный  рост  ребенка  оставался  вне  поля  зрения  педагога.  Сегодня  совершенствование  учебного  процесса  требует  развития  и  внедрения  новых,  нетрадиционных  форм  обучения .  Изменение  форм  обучения  влечет  за  собой  изменение  в  системе  контроля.  Она  становится  более  гибкой , позволяющей  с  одной  стороны,  организовать  контроль  знаний,  умений  и  навыков.  А  с  другой  стороны  —  находить  возможность  интеллектуальных  и  творческих  способностей  учащегося. 

Я    рассматриваю    возможность    контроля  и  оценки  знаний  с  позиции  личностно  ориентированного  обучения.

 Под личностно ориентированным   надо  понимать  обучение,  которое  реализуется  посредством  совместной  деятельности,  предлагающей  своим  внутренним  содержанием сотрудничество, 
саморазвитие  субъектов  учебного  процесса,  проявление  их  личностных 
функций.

То  есть  при  выборе  форм  и  методов  проверки  знаний  надо  понимать важность  активной  деятельности  ученика,  превращающее  его  из  пассивного 
объекта  воздействия  в  активного  субъекта  деятельности.

Деятельность  на  уроке  рассматривается  как  последовательная  цепь действий:  настройка  (  актуализация)  →  целеполагание  →  определение 
критериев  успеха  →  планирование  собственной  деятельности  →  реализация плана  →  рефлексия  →  оценивание  →  коррекция  собственной  деятельности. 

Для  осуществления  контроля  в  рамках  личностно-  ориентированного образования  необходимо,  чтобы: 

  • уровень  проверяемого  материала  опирался  на  реальные достижения учеников; 
  • цели,  поставленные  учителем  или  сформированные  в  процессе  настройки  с  учащимися,  были  достигаемые; 
  • неудача  рассматривалась  бы  как  переход  на  более  высокий  уровень. 

Нетрадиционные формы тематического контроля частично повторяют уже известное, но существенно отличаются учетом эмоционального состояния ученика, зачастую игровой формы работы, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления школьника, воспитания каждой личности и коллектива в целом.

 

Процесс обучения математике не может быть эффективным без постоянной обратной связи (ученик-учитель), дающий учителю информацию об уровнях усвоения материала, о знаниях, умениях и навыках учащихся, о возникающих у них трудностях, без преодоления которых не возможно сознательное и прочное усвоение школьного курса, контроль как раз и позволяет учителю осуществить обратную связь и использовать ее для того, чтобы выяснить, достигнута ли цель обучения.


Учебную деятельность школьника можно разделить на 2 основных вида:
Учебно-познавательный и контрольно-оценочный, подразумевающий контроль учебной работы учащихся во всех его видах и на всех этапах учебного процесса, оценку результатов работы учащихся, учет, корректировку учебной деятельности отдельных учащихся.
Одним из существенных моментов в организации обучения является контроль за знаниями и умениями учащихся. Вся система контроля знаний и умений учащихся должна планировать таким образом, чтобы охватывать все обязательные результаты обучения для каждого ученика. Одновременно в ходе контроля надо дать учащимся возможность проверить себя на более высоком уровне, проверить глубину усвоения материала. В ходе изучения темы учитель проверяет результаты обучения путем проведения текущих самостоятельных работ, математических диктантов, устного опроса, устного счета, контрольных работ, тестов и других форм контроля.
Сопровождая уроки различными формами, методами и способами подачи математического материала мы тем самым повышаем его привлекательность. Внедренные элементы дифференцированного и индивидуального подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными, приучаются к самоорганизации учебного труда. Самое главное - вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

При изучении математики важно, чтобы учащиеся не только знали теоретический материал, но и умели применять его в решении задач и упражнений, обладали бы рядом навыков (вычислительными ), умениями преобразовывать выражения. Эти умения и навыки могут быть по настоящему проверенны только в письменной работе. Обычно самостоятельные работы проводятся после коллективного решения задач новой темы и предшествуют контрольной работе по этой теме. Лучше всего проводить разноуровневые самостоятельные работы. Особенностью современного урока является использование учителем таких форм и методов, которые делают урок богаче, образнее, ярче. Все это оказывает эмоциональные действие на учащихся, способствует лучшему усвоению материала, повышает их интерес к предмету обеспечивает прочность знаний.
На своих уроках стараюсь использовать интересные виды самостоятельных работ:

  • работа с карточками;
  • с копировкой;
  • «реши и прочитай»
  • «угадай слово»
  • различные виды математических диктантов.

 

Некоторые приемы совершенствования традиционных форм контроля:

 Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Замечено, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо в начальных классах.

При организации самостоятельной работы иногда я использую порциональную помощь. Учащиеся приступают к решению. Через некоторое время вместе со среднеуспевающими учениками разбираем чертёж, спустя ещё некоторое время - со слабоуспевающими разбираем задачу, составляем план решения.

Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Им нравится выполнять письменные работы, не торопясь: если их не подгонять, они привыкают к такой системе работы.

Контрольная работа по математике проводится с целью определения конечного результата в обучении, умения применять знания для решения задач определенного типа, изучаемых в данной теме.
Важно, чтобы нормы оценок были известны учащимся заранее. Это подготавливает их к работе, приучает планировать свою деятельность, повышает их ответственность за результат. Для обеспечения самостоятельного выполнения работы каждым школьником надо идти не по пути увеличения числа вариантов, а по пути улучшения подготовки к контрольной работе, создания нормальной нравственной атмосферы в классе.
Очень полезны на контрольной работе задания по выбору учащихся

Для этого во всех классах, в которых я работаю, использую разноуровневые дидактические задания.
Уровень А соответствует обязательным программным требованиям, Б-среднему уровню сложности, задания уровня В предназначены для учеников,
проявляющих повышенный интерес к математике.

Использование тестовых технологий в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся.

 

Грамотно составленный и правильно обработанный тест имеет ряд преимуществ перед «классической» контрольной работой на ту же тему.
Тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему или по ряду тем.

Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выделить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих.

Тест выявляет общую картину усвоения материала, дает возможность индивидуальной работы как с успевающими, так и с отстающими.

Как правило, тест из 8-10 вопросов дается на 10-15 минут. Выигрыш во времени позволяет проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке, кроме того, дает возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо. Более интенсивная работа при тестировании и ее игровой характер достаточно сильно повышают заинтересованность учащихся в хорошем результате.

Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Очень важно, что кроме контроля тест реализует функцию обучения.
Обработка им анализ результатов тестирования — самые важные моменты тест — анализа. Именно они обеспечивают качественную «обратную связь» обучения и показывают направление для индивидуальной работы. Но тесты не в состоянии выявить все особенности обучаемых, поэтому тесты не должны заменять «классические» контроль. Лишь разумная комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля дает объективный результат.
Тестирование вполне соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе.
Преимуществом  тестирования как формы контроля усвоения знаний являет его объективность и технологичность проверки результатов.  Недостаток тестового контроля — в отсутствии информации о ходе размышления учение и в возможности прямой подстановки вариантов ответа без решения поставленной задачи. Задания тестов позволяют быстро и эффективно оценить правильность выполнения задания в течение одного урока, Время, отводимое на проведение теста, определяется учителем в зависимости от объема теста и от состава класса. Большинство тестов составлены так, что вероятность угадывания ответа невелика. Важно, что при проведении тесто есть возможность быстрой отработки допущенных ошибок. В своей работе стараюсь использовать тестовые технологии.

Сначала провожу тесты в конце урока при подведении итогов, они состоят  из  2-3 небольших заданий, отражающих основной материал урока, что дает возможность постепенно объяснить правило работы с тестом, а в последующих уроках давать тесты для самостоятельной работы.
 

Чаще всего на уроках использую небольшие тесты на этапе отработки и закреплении знаний, умений и навыков. Такие небольшие тесты позволяют быстро проверить правильность выполнения, выставить оценки, разобрать основные ошибки, которые допущены при решении. Тесты удобно проводить по темам, которые не требуют больших, объемных заданий, а проверяют правила, свойства, формулы. Например, по темам:  «Правила раскрытия скобок», «Привидение подобных слагаемых», «Формулы сокращенного умножения» тесты содержат задания «1» обязательного уровня, «2» с некоторыми элементами сложности и «*»- задания повышенной сложности, что позволяет дифференцированно оценивать работу учащихся, а тем, кто работает быстрее, не сидит без дела.
Этот вид работы особенно удобен, когда в задании не громоздкие решения и ответы. Ребята очень любят такие задания, они воспринимают их в виде игры и соревнования, спешат сделать как можно быстрее, чтобы узнать оценку. Если учитель сомневается в самостоятельности решения, то вправе потребовать решения задания в тетради, поэтому списывание и угадывание ответов исключается.

В 9 классе применяю систему тестов при проверки знаний по большой теме, при организации обобщающего итогового повторения, при подготовке к  школьной аттестации, при подготовке к ГИА. Перед школьным образованием стоит проблема — подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

 Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, помогает сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. У учащихся развивается любознательность, познавательный интерес.

При работе в классе часто сталкиваешься с ситуацией: несколько учеников «выключены» из учебного процесса. Они не воспринимают объяснение нового материала, не могут решить простейших примеров по новой, и предыдущим темам. Опыт подсказывает, что применение обучающих карточек на уроках и дополнительных занятиях
помогает освоить им ранее не понятый материал, и хорошо воспринимать новые темы, затем они легко включаются в общий ритм учебного процесса.
Обучающая карточка состоит из чередования трех блоков:
 

1. Опорная формула, правило, алгоритм решения, написанная цветными
чернилами.

 

2. Образцы решения примеров.

 

3. Р.С. — реши сам.

Получив такую карточку, ученик знакомится с правилом, формулой и разобранными примерами, затем аналогичные задания решает сам. Такие карточки в сочетании с другими видами работы позволяют ученику справится с полученными заданиями, успешно усваивать изучаемый материал. 

Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Для учащихся нестандартный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка.

Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки,  я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения повышает степень обученности учащихся.

Контроль на уроках математики — это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава данного класса, изучаемой темы и многих других причин. Но все виды контроля, которые я применяю в своей работе в совокупности позволяет многим ученикам достигнуть обязательных результатов обучения и успешно сдавать выпускные экзамены.

 

Литература.

  1. Верзилова Н.И. Дифференцированный подход при обучении математике как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.// festival.1september.ru/articles/504920/
  2. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. <Дифференциация в обучении математике>.//Математика в школе. 1990.-№ 4.
  3. Жужгова К.А. < Дифференциация в процессе обучения математике>, 2005

 

 

Опубликовано: 06.11.2015