Особенности применения современных образовательных технологий на учебных занятиях по предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» в хореографической школе»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Маркина Елена Геннадьевна

Организация: МБОУ ДОД ЦВР «Парус»

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Развитие и модернизация российского общества, стремительные перемены во всех областях жизни, происходящих последние годы, не могли не затронуть систему образования. В «Концепции развития дополнительного образования в РФ до 2020 года» определена ключевая миссия дополнительного образования  как социокультурная практика развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Учреждения дополнительного образования – один из основных социальных институтов, обеспечивающий развитие индивидуальных способностей детей и решающих задачи личностного и социального воспитания. Именно в учреждениях дополнительного образования в полной мере созданы условия для  социального, патриотического, духовно-нравственного, художественного развития детей и подростков.

Дополнительное образование детей сегодня невозможно представить без использования современных образовательных технологий. Современные образовательные технологии находят все большее применение в образовательном процессе различных направлений  деятельности учреждений дополнительного образования, в том числе и в таких, как хореография и  музыкальная педагогика.

Хореографическая школа Центра внешкольной работы «Парус» городского округа Самара более 20-ти лет достойно представляет свой педагогический опыт на рынке образовательных услуг Самарского региона. Являясь структурным подразделением многопрофильного учреждения дополнительного образования, школа  дает   возможность юным танцорам получить профессиональное хореографическое образование. Учебный план школы включает  основные хореографические дисциплины,  изучение которых невозможно без максимального развития музыкальности. Умение активно слушать музыку, разбираться в ее содержании и средствах музыкальной выразительности, быть предельно ритмичным и выявлять свои музыкальные впечатления в осмысленных движениях и действиях – такие навыки и знания необходимы для развития юного хореографа. Учебный предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» занимает важное место в комплексе всей учебно-воспитательной работы хореографической школы.

Основная цель программы «Музыкальная грамота и слушание музыки» - формирование музыкальной культуры учащихся посредством получения первичных музыкальных знаний и накопления слухового опыта. Обучение основано на лучшем опыте  музыкальной педагогической школы. В то же время,  программа  имеет свои отличительные  особенности, позволяющие решать  задачи  воспитания будущего хореографа. Прежде всего, в программе гармонично сочетаются два важных самостоятельных «звена» музыкального воспитания – знание основ музыкальной грамоты и процесс слушания музыки. Данные  разделы объединены в единый учебный курс, дополняя друг друга. Музыкально-теоретические знания  учащиеся приобретают через освоение нотной грамоты; овладение  навыками музыкально-ритмической деятельности; знакомство с метроритмическими, структурными, жанровыми особенностями изучаемой музыки.  «Слушание музыки», как вид деятельности, в данной программе имеет свою специфику. Наряду с первоначальными знаниями о музыке как виде искусства и ее основных составляющих, изучение данного предмета дает учащимся более глубокие знания о танцевальных жанрах, танцевальном фольклоре, балетной музыке. Таким образом, знания основ музыкальной грамоты помогают учащимся хореографической школы лучше понять и осознать  содержание  музыкального произведения. В то же время, умение анализировать музыкальное произведение, проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыки способствуют более точному воплощению танцевального образа.

Еще одна специфическая  особенность  учебного предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки» состоит в тематическом построении  учебной программы. Занятия по музыкальной грамоте  тематически  связаны с  изучаемыми хореографическими дисциплинами и соответствуют поставленным хореографическим задачам.  Данная межпредметная связь помогает учащимся в освоении хореографических дисциплин, развивает способность пластического воплощения музыкального образа.

Освоение полного курса программы «Музыкальная грамота и слушание музыки» невозможно  без использования современных образовательных технологий, применение которых не только повышают эффективность усвоения материала, но и в значительной мере укрепляет познавательный интерес и мотивацию учащихся. На музыкальных занятиях  используются новые формы работы с учащимися: создание тематических презентаций, использование компьютерных анимаций для освоения элементов музыкальной и нотной грамоты, разработке художественных и музыкальных проектов.  

Ведущее место среди применяемых на занятиях  современных  технологий принадлежит      проектной технологии. Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные и исследовательские умения.   Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно либо в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.  Учебный проект с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и  навыки проектирования.  Педагогами дополнительного образования применяются различные формы проектной деятельности -  экскурсия, выставка, газета, игра, праздник, костюм, макет, модель, реферат, презентация и т.д. Главная составляющая продукта проектной деятельности – это творческий подход к работе, независимо от выбранной формы.

В процессе обучения по предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» применяются как групповые, так и индивидуальные проекты. Работа над групповыми проектами  проводится как во время учебного занятия, так и в качестве самостоятельного домашнего задания.  После объявления темы занятия, вместе с педагогом определяется тема проекта, цель, задачи, предполагаемый результат. Учащиеся делятся на пары или группы, получают задание. Каждая группа самостоятельно выполняет свое задание, затем  презентует его. Все предложения детей  выслушиваются, обсуждаются, по необходимости, корректируются педагогом. После всех обсуждений и презентаций проводится анализ  проделанной работы совместно  с учащимися - что получилось и не получилось, что было трудно выполнить, какие новые знания и умения они приобрели.

Примерная тематика групповых проектов:

1) Тема занятия «Три кита в музыке» - тема проекта «Наш гость – Песня (танец, марш)» - продукт: Игра - викторина «Музыкальные загадки».

2) Тема занятия «Музыкальный театр» - тема проекта «Мой любимый театр» - продукт: Ролевая игра «Я работаю в театре».

3) Тема занятия «Творчество П.И.Чайковского» - тема проекта «Детский альбом П.И Чайковского» - продукт: выставка рисунков.

4) Тема  занятия «Балетная музыка П.И.Чайковского» - тема проекта «Мои любимые герои» - продукт: выставка рисунков.

5) Тема занятия «Инструментальная музыка. Танец»  - тема проекта «Танцевальная сюита «Танцы кукол» Д.Шостаковича» - продукт: музыкальная сказка.

Индивидуальные  проекты выполняются в  форме реферата или компьютерной презентации. Темы исследовательских и творческих проектов обсуждаются с педагогом. При определении темы учитывается педагогическая целесообразность и индивидуальный интерес ребенка к изучаемому материалу. В процессе подготовки проекта педагог проводит консультирование учащихся,  поддерживает советами, дает рекомендации по вопросам  работы с информацией. Учащимся предлагается следующая тематика индивидуальных проектов:

1)            «Балетная музыка П.И.Чайковского» -  продукт: реферат.

2)            «Балетные сцены в операх М.И.Глинки» - продукт: реферат.

3)            «Танцы народов России» - продукт: презентация.

4)            «Русский хоровод и русская пляска» - продукт: презентация.

5)            «Ансамбль танца им. И.Моисеева» - продукт: реферат, презентация.

Главный оценочный результат данной работы – это закрепление полученных знаний, расширение образовательного кругозора учащихся,  получение нового творческого опыта деятельности. 

Занятия по предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» не ограничиваются  традиционным  прослушиванием аудиозаписей музыкальных произведений, что, несомненно, является важной составляющей урока. Помимо этого:  

  • практически каждая тема учебного курса сопровождается аудиоиллюстрацией  и видеоматериалом, что способствует развитию художественно-образного мышления и эмоциональной сферы учащегося;  
  • при объяснении нового материала педагогами применяется компьютерная  презентация в качестве иллюстрации учебной информации, которая помогает педагогу  изложить сложный для детского восприятия материал  кратко, доступно, понятно и интересно, а наглядность видеоряда помогает лучше запомнить «ключевые» моменты изучаемой темы;  
  • по разделам учебной программы каждый учащийся имеет возможность получить аудио (видео) материал на электронном носителе для  домашнего прослушивания. Таким образом, к концу учебного года по каждой теме учебного курса  формируется  «домашняя» фонотека, что облегчает подготовку домашнего задания и способствует закреплению пройденного материала;
  • активно используются  электронные образовательные технологии в процессе самостоятельной подготовки учащимися  творческих заданий и учебных проектов (составление  презентации по теме,  заполнение музыкального кроссворда и т.д.). Учащиеся, используя  программу  Power Point, учатся работать с информацией, красочно ее оформлять и правильно презентовать, получая опыт публичных выступлений.

Таким образом, современные образовательные  технологии делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия и понимания музыкального материала, оказывают  положительное педагогическое воздействие на воспитание общей музыкальной культуры  учащихся,  на приобретения опыта творческой деятельности.  Все это особенно важно для будущих танцоров, так как невозможно научиться хореографическому искусству, не владея музыкальными знаниями и не осознавая вечного единство танца и музыки.

 

Список использованных источников

Литература:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации.- М.: Новое образование, 2014
  2. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III международной научно-практической конференции.- Прага, 2013
  3.  Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной научно-практической конференции.- СПб.: Реноме, 2013

Интернет-ресурсы

  1. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности [Электронный ресурс].URL: http:// www.educom.ru/dokuments/archive/advices.php
  2. Детям о музыке [Электронный ресурс]. URL: http://www.mus-urok.ru/
  3. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основание и смысл [Электронный ресурс]. URL: http://www.abitu.ru/

 

Опубликовано: 29.10.2015