Модульный принцип организации педагогического процесса по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Горожанкина Наталья Петровна

Организация: МАДОУ ДС №52 «Самолётик»

Населенный пункт: Тюменская область, г.Нижневартовск

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной бе­зопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрез­вычайных ситуациях (Б. Мишин, В. Сапронов, А. Смирнов и др.). Специалистами разных научных направлений отмечается, что та­ким механизмом должно быть образование (НА. Едимская, Г. Ка­занцев, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, Ю.Н. Мотин, В. Немсадзе, С.А. Проскурин, В.П. Соломин, И.А. Щеголев и др.).  Данная подго­товка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б., Стеркина).

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигатель­ной активности и увеличением физических возможностей ребен­ка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стрем­лением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Гуманистическая направленность педагогического процесса дает возможность помочь подрастающему поколению и дать ему средства защиты от внешних неблагоприятных условий бытия.

В настоящее время учебные программы призваны сформировать у детей основные понятия об опасностях, выработать у них умение прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Пересматриваются принципы работы, старые постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи. Начались настойчивые поиски путей интеграции всех видов деятельности в единый педагогический процесс.

Модульный принцип организации педагогического процесса даёт возможность реализовывать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики. При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становиться модуль занятий, т.е. логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Идея модульного принципа была высказана директором НИИ дошкольного образования академиком Н.Н. Поддьяковым.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста я разработала и использую в работе комплексные занятия на модульной основе «Как нашлась Маша», «Тили - тили – тили - бом, загорелся Кошкин дом», «Дом под крышей голубой»,   «Мой любимый дворик». Эти занятия объединены между собой на основе сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он же позволяет «вывести из подполья» так называемую предварительную работу педагога. «Центральным звеном», вокруг которого группируются знания, является тематика модуля.

          Модуль имеет начало («завяз­ку»), основную часть и завершение — заключительное итоговое занятие.

          Я выбрала этот принцип, так как модуль коренным образом отличается от цикла занятий. Вот эти отличия:

  • цикл, как правило, организуется в пределах одного вида дея­тельности, в модуль включаются занятия по всем видам дея­тельности;
  • в модуле практически все занятия являются комплексными;
  • дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и сво­бодной деятельности;
  • модуль имеет сюжет, который развер­тывается на протяжении долгого времени (месяца и более);
  • в модуле педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности (что нельзя выполнить, в модуль не включается).

          Самое главное то, что деятельность детей приобретает целесообразность, они усваи­вают знания не потому, что так запланировал педагог, а по­тому что эти знания совершенно реально понадобятся им се­годня или в ближайшем будущем.

 

МОДУЛИ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО                       ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ

  1. «Как нашлась Маша»

     Цель: продолжать формировать знания и умения детей, как  действовать в                   экстремальных ситуациях.

Занятие 1. Чтение сказки.

Цель: расширять представления о ситуациях, которые могут произойти с ними, развивать речь, умения отвечать на вопросы.

Занятие 2. Проблемные ситуации.

Цель: познакомить с ситуациями, которые могут произойти с ними в окружающей действительности.

Занятие 3. Где ты живёшь?

Цель: отработать запоминание и твёрдое знание своего адреса, умение назвать ориентиры, по которым можно найти своё место жительства.

Занятие 4. К кому можно обратиться за помощью.

Цель: объяснить, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потеряешься на улице.

Занятие 5. Прогулки по городу сказок.

Цель: обобщить полученные знания, поиграть, развлечься, доставить детям радость.

  1. «Тили - тили – тили - бом, загорелся Кошкин дом»

     Цель: продолжать формировать знания и умения детей, как  действовать при пожаре.

Занятие 1. Игра - драматизация.

Цель: через игру научить правилам обращения с огнём, передавать характерные черты героев сказки и поведение их при пожаре.

Занятие 2. Добрый и злой огонь.

Цель: развить представление о пользе и опасности огня, научить мерам предосторожности.

Занятие 3. Не шути с огнём.

Цель: обучить мерам пожарной безопасности, сформировать элементарные правила поведения при пожаре.

Занятие 4. Игра «Дружно тушим»

Цель: в игровой форме познакомить с первичными средствами тушения.

  1.        «Дом под крышей голубой»

     Цель: объяснить взаимосвязь человека и природы, воспитать у детей природоохранное поведение.

Занятие 1. Почему хорошо на свете?

Цель: ввести в неповторимый мир природы, научить его дружить с ней, развить понимание того, что человек -  часть природы.

Занятие 2. Будем беречь и охранять природу.

Цель: воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле.

Занятие 3. Игра «Откуда берётся мусор».

Цель: через игру научить охранять природу, защищать от обидчиков и формировать правила поведения в ней.

Занятие 4. Конкурс «Хорошо - плохо».

Цель: сформировать представления детей о том, что ни одно действие не  бывает однозначным – хорошим или плохим, всё зависит от конкретной ситуации.

  1.   «Мой любимый дворик»

     Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.

Занятие 1. Игры во дворе.

Цель: научить предвидеть и по возможности избегать опасные ситуации.

Занятие 2. Катание на велосипеде (самокате, роликах).

Цель: рассмотреть ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде(самокате, роликах), научить, как можно избежать таких ситуаций.

Занятие 3. Опасные участки на пешеходной части улицы.

Цель: рассказать об опасных участках на пешеходной части улицы.

Занятие 4. Конкурс «Лучший велосипедист»

Цель: в игровой форме углубить знания, полученные на занятиях модуля IV, учить использовать их в жизни.

 

МОДУЛИ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО                      ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 -7 ЛЕТ.

  1. «Законы улиц и дорог»

     Цель: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города.

Занятие 1. Чтение отрывков из книги …. Волкова «Правила дорожного движения»

Цель: расширять представления о ситуациях, которые могут произойти с ними, развивать речь, умения отвечать на вопросы.

Занятие 2. Наш город и его транспорт.

Цель: познакомить с историей развития нашего города, с движением транспорта и пешеходов.

Занятие 3. Ситуации на улицах города.

Цель: познакомить с ситуациями, которые могут произойти с ними в окружающей действительности.

Занятие 4. Знаки дорожные помни всегда.

Цель: научить различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

Занятие 5. Рисование «Дорожные знаки»

Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках.

Занятие 6. Экскурсия в городок безопасности.

Цель: обобщить полученные знания, поиграть в сюжетно-ролевые и дидактические игры, доставить детям радость.

  1. «Приключения Огонька»

     Цель: продолжать формировать знания детей по правилам собственной безопасности при пожаре, задуматься об ответственности за свою безопасность и умении их применять на практике.

Занятие 1. Сигнал тревоги (проблемная ситуация)

Цель: продолжать знакомство с сигналами тревоги, выработать алгоритм действия при пожаре.

Занятие 2. «Последовательные картинки»

Цель: развить мышление ребёнка и закреплять правила поведения во время пожара, развивать речь детей.

Занятие 3. Осторожно – ёлка.

Цель: выяснить, какие ёлочные игрушки могут быть пожароопасны и почему, формировать навыки пожаробезопасного поведения в период новогодних и рождественских праздников.

Занятие 4. Ручной труд «Пожарные машины»

Цель: учить делать из различного бросового материала поделки, радоваться своим результатам.

  1. «Как медвежонок попал в беду»

     Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх в зимнее время года.

Занятие 1. Зимние забавы.

Цель: научить предвидеть и по возможности избегать опасные ситуации при катании с горки, на санках, лыжах, коньках.

Занятие 2. Одежда и здоровье.

Цель: побеседовать о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Объяснить, что бы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

Занятие 3. Эстафеты «Здравствуй зимушка-зима!»

Цель: организовать спортивные эстафеты для закреплений умений и знаний, полученных на занятиях этого модуля, учить использовать их на практике.

Занятие 4.Загадочная страничка.

Цель: при отгадывании сканвордов способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению логично рассуждать и делать выводы.    

  1.  «Советы доктора Градусника»

     Цель: продолжать формировать знания о том, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни.

Занятие 1. Здоровье и болезнь.

Цель: продолжать учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Занятие 2. Дидактическая игра «Режим дня».

Цель: раскрыть понятие «режим дня» и о пользе его соблюдения для здоровья, развивать речь детей.

Занятие 3. Личная гигиена (с экспериментированием)

Цель: довести до сознания детей необходимость и важность соблюдений гигиенических процедур.

Занятие 4. «Витаминная семья» (театрализованная игра-зрелище)

Цель: через представление продолжать знакомить с полезными лесными и садовыми ягодами, воспитывать осознанное

  1.  «Один дома»

     Цель: продолжать формировать представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, предостеречь от несчастных случаев в быту и умение действовать в различных ситуациях.

Занятие 1. В мире опасных предметов.

Цель: закрепить представление об опасных для жизни и здоровья предметах, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Занятие 2. Электроприборы.

Цель: закрепить представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.

Занятие 3. Если случилась беда.

Цель: познакомить с телефонами экстренных служб и научить пользоваться ими в экстренных ситуациях.

Занятие 4. Если остался один!

Цель: расширить представление об источниках опасности в доме, особенно таких, как открытое окно и балкон выработать правила поведения дома, если остался один.

 

 

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учеб­ное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 2006.
  3.  Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

 

 

 

  

 

        

Опубликовано: 05.10.2015