Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Захарова Анастасия Павловна
Организация: МБДОУ № 264
Населенный пункт: Самарская область, г. Самара
Интеллект -
Сложное интегральное образование,
включающее разные познавательные
процессы и функции (мышление,
память, внимание, воображение,
речь) в их взаимосвязи.
П. Я. Гальперин.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации, когда математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Уже с младшего возраста главной задачей я ставлю интеллектуальное развитие ребенка. Особую роль в умственном воспитании, в развитии интеллекта играет математика.
Основными задачами по развитию интеллекта являются:
- Формирование приемов умственных операций дошкольников.
- Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математики. Важным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, столько то, как мы это делаем. Для развития интеллектуальных способностей очень важно применение игр и игровых упражнений, поэтому обучение детей организую в форме игры. В настоящее время существует большое количество развивающих игр и пособий. В ходе игр осуществляется взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. К таким играм относятся:
- Математические, развивающие, логические игры;
- Игры-развлечения;
- Дидактические игры, упражнения.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.
- Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям.
- Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы», «Логические таблицы».
- Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)
- Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор».
- Загадываю задачи-шутки. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)[1]
- Для развития воображения использую упражнения: «На что похожа цифра?», «Добавь цифру», «Какое число получилось?», в процессе которых у детей развиваются творческие способности, фантазия, речь.
- Использую логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Кроме того, при совместной деятельности с детьми использую задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, подвижные игры по математическому развитию, физминутки, считалки, задачи на сообразительность. Головоломки развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения. В своей работе использую разные виды головоломок: арифметические (угадывание чисел); геометрические (называние геометрических фигур и форм); буквенные (решение кроссвордов, шарад, анаграмм). Такие головоломки предназначены для развития у детей сообразительности, логического мышления.
В процессе использования различных видов несложных логических игр и упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Список литературы
- Гурьянова Ю.Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет. Кн.для воспитателей дет.сада и родителей.
- Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
- Соловьева Е.В. Учимся считать: в мире чисел: для ст.дошк.возраста.