Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Ситникова Ольга Викторовна

Организация: МОУ Школа №2

Населенный пункт: Саратовская область, р.п. Новые Бурасы

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Важность игры состоит в том, что она, будучи самым близким и дос­тупным для ребенка видом деятельности, способствует естественному ходу его личностного развития с помощью создания взрослым соответствующих для этого условий, в том числе и в дошкольном учреждении. В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития, обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий. Одним из них является организация игровой деятельности, широкое использование ее психолого-педагогических возможностей. Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обусловливается ее потенциальными возможностями, ведущим местом и ролью.

Дидактическая игра определяется как вид игры, организуемый взрослым для решения обучающей задачи. С одной стороны, дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой — игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение поставленных задач. В педагогике сформулированы следующие требования, которым должны отвечать дидактические игры:

  • отражать реальную картину окружающего мира и быть доступным дошкольникам;
  • обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и небольшой группе детей;
  • позволить ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
  • материалы для игры должны быть прочными, красочно оформ­ленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.

Дидактическая игра хороша тем, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого воздействия, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою безусловно руководящую позицию в воспитании. Дошкольник, участвуя в дидактической игре, оказывается и объектом педагогического воздействия, и субъектом собственной деятельности, так как действует самостоятельно, не осознавая, что рамки его активности определил воспитатель.

Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной задачи. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели заня­тия, было посильно всем детям и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.

При подборе игр необходимо учитывать особенности и возможности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм. Исследо­вания показали, что детей дошкольного возраста и особенно детей, испы­тывающих трудности в обучении, в дидактических играх больше всего ув­лекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с иг­рушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яр­костью, разнообразием. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например, к играм «Что изменилось?», «Который по счету?» и т. д.

Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе содержания игр, учитывать, что играм с более трудным заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами — одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять

трудности в усвоении правил игры и сохранит длительное время интерес к уже знакомой детям игре.

Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал еще ярче и полнее раскрывают игровой замысел и задерживают внимание детей на ценной в образовательном отношении игре. Это позволяет закрепить знания, выработать навыки и прием дейст­вий на интересном и увлекательном материале.

При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучаю­щую задачу игры, но и ее воспитывающую роль. Лучше подбирать игры, которые служили бы естественным дисциплинарным средством, тренирова­ли выдержку, усидчивость, желание добиваться прогнозируемого резуль­тата.

Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включенная в за­нятие или проводимая в свободное от него время, должна не только ре­шать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренных про­граммой, не только развивать способности, но и выполнять коррекционно­развивающую и воспитательную задачи.

Методика проведения дидактических игр требует от воспитателя большого педагогического мастерства и такта. Знакомство с новой дидак­тической игрой должно быть тщательно продумано воспитателем. Чтобы дидактическая игра заинтересовала детей и помогла в решении той учеб­ной задачи, которую она призвана решать, необходимо провести подгото­вительную работу. К примеру, если игра имеет несколько вариантов, то они должны быть расположены по возрастающей степени трудности и сле­дующий вариант игры должен быть предложен детям только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий, менее сложный ее вариант.

Если игра предполагает наличие дидактического материала, детей с ним лучше заранее познакомить. Нередко материал к игре воспитатель го­товит сам, но лучше привлекать к его изготовлению детей. Это позволит воспитывать бережное отношение к играм и материалам, из которого они готовятся. Необходимо при этом воспитывать у детей эстетические чувства, аккуратность. Это очень важно потому, что нередко ребенок самостоя­тельно не может отличить красивое от некрасивого, подлинно художест­венное исполнение игрушек, окружающих его предметов от безвкусицы, внешней красивости.

Затем воспитатель знакомит детей с правилами игры, ее со­держанием. Обязательно, чтобы на первых порах воспитатель был участ­ником игры, показывал, как нужно играть, как правильно выполнять пра­вила, в каком случае можно оказаться победителем или побежденным, как реагировать на успехи или неудачи.

Воспитатель должен жить игровыми интересами детей, демонстрируя уважительное эмоциональное отношение к игре и этим увлекать ребят. Вя­лость, безразличие очень быстро улавливаются детьми, и интерес к игре моментально угасает. В некоторых играх можно создать ситуацию ожида­ния, загадочности, что также позволит удержать интерес к игре и более целенаправленно решать поставленные задачи. Если дети не запомнили правил игры или не поняли ее содержания, лучше прервать игру и дать дополнительные разъяснения. Игра, которая содержит несколько правил или сложна по содержанию, может быть расчленена на составные части, и знакомство с такой игрой следует проводить по этапам: отработав один этап в игре, переходить к отработке следующего. Игра повторяется не­сколько занятий подряд, пока ее содержание не будет хорошо усвоено всеми детьми. После этого можно познакомить их с другим вариантом игры. При этом выясняется, чем похожа новая игра на предыдущую, какие есть различия между ними. Чтобы развить инициативу и самостоятельность де­тей, можно предложить им познакомить с содержанием игры своих друзей, родителей, братьев или сестер.

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не пере­гружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изу­чается. Поддерживаемый же интерес к изучению с самого раннего возрас­та снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения знаний.

 

Литература:

  1. Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб, посо­бие / В. П. Арсентьева. — М. : ФОРУМ, 2009. — 144 с.
Опубликовано: 29.09.2015