Особенности и значение использования нетрадиционных форм уроков истории в современной школе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Усманова Фаягуль Ягудиновна

Организация: МАОУ СОШ№33

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

Сегодня любой учитель истории применяет в своей практике нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории. Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием, прежде трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель  пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причём в позиции активного игрока. С другой стороны, перед современным учителем истории стоят проблемы, связанные с пересмотром содержания предмета – альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения и творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию – это важное умение человека будущего [4,с. 54].

   Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока», не имеет чёткого определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых «нетрадиционный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков». Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе. Ни тот ни другой подходы не отражают, на наш взгляд, сущность данного педагогического явления.

 В научной литературе наметилась тенденция рассматривать нестандартные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия). Г.К. Селевко предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии». Он употребляет термин «нетрадиционные технологии урока» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах» [5,с.132].

   Нетрадиционный урок должен соответствовать следующим требованиям:

  • расширять и углублять знания учащихся, полученные на предыдущих уроках;
  • повышать любознательность и интерес к предмету, стимулировать работоспособность учащихся;
  • помогать учителю изучать индивидуальные способности учащихся, выявлять среди них одарённых;
  • развивать и совершенствовать ученика на основе сочетания добровольной работы с обязательностью её выполнения;
  • способствовать получению учащимися не только определённой суммы знаний, но и осознанию значимости и уникальности изучаемой науки;
  • поставить ученика в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом и практическом отношении;
  •  включать в себя элементы занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности;
  • содержать материал доступный для учащихся, соответствующий их уровню развития.

В тоже время нетрадиционный урок не должен отвлекать внимание учащихся от основного содержания учебной программы при углублении и расширении их знаний. Задачи, поставленные перед современным учителем, а, значит и перед учителем истории, требуют усиления их образовательного и воспитательного потенциала, настраивают на поиск, использования форм, методов и приёмов работы, которые бы гармонично и разнообразно воздействовали на весь внутренний мир, активизировали бы их познавательную деятельность, создавали возможность и способность учиться по своему желанию и выбору, когда учитель и обучающийся – активные участники образовательного процесса. Пути и способы реализации  этих методов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными. Использование наряду с традиционными особых, нетрадиционных форм урока, эмоционально-нравственную атмосферу. Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой – либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Такжеуроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех обучающихся класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов и т.д.). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

Нетрадиционные уроки помогают учителю:

  • осуществлять контроль знаний, умений и навыков, учащихся по определённой теме;
  • обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку;
  • предусмотреть минимальное участие на уроке учителя [2, с. 43].

Нетрадиционный подход к преподаванию истории способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Обучающиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение. Маленькие самостоятельные отступления в процессе обучения имеют большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который включаются и слабые обучающиеся, так как чувствуют себя в этом процессе активными его участниками.

Учитель истории должен помнить слова В.О.Ключевского о том, что одна из основных целей изучения отечественной истории – создать у учащихся целостное представление о прошлом своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России частью единой мировой истории, и то, что придаёт судьбе России неповторимое своеобразие. Важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать урок интересным, как активизировать деятельность учащихся на уроке, как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше. Важнейшая задача – дать обучающимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.

Увеличение объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков – хорошо известное явление. Вступая в жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к учёбе и рождается обычный троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность учебного материала [3,с. 18].

Нестандартные формы урока могут стать основой для продолжения одного из серьёзнейших претворений современной образовательной системы между потребностью общества в новых подходах и организации учебного воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания.

Таким образом, большинство методистов отмечают, что с одной стороны, использование нестандартных форм урока способствовало решению задач творческого развития личности, а с другой стороны, привело к снижению уровня образованности, так как, несмотря на высокую степень эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они имеют и свои минусы. Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [1,с.16].

Признаки нетрадиционного занятия:

  • присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
  • кроме программного, используется и внепрограммный материал;
  • организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
  • занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
  • в процессе занятия используется музыка, видео,  информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
  • дает возможность обучающимся раскрыться  с новых сторон, помогает ориентироваться  в атмосфере творческого поиска;
  • требует серьезной предварительной подготовки.

Конечно, весь учебный процесс переводить на «нетрадиционные рельсы» не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллетивной и групповой работы учащихся.

Творческие принципы нетрадиционных уроков:

  • в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;
  • необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;
  • основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
  • важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
  • нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
  • педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
  • необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Итак, нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Использование нетрадиционных форм уроков делают учебный процесс более интересным и активизируют деятельность учащихся на уроке. Применение нетрадиционных форм уроков в обучении истории достаточно эффективно. Использование нетрадиционных уроков гарантирует росту качества и  успеваемости обучающихся, а самое главное  повышение мотивации  и интереса учащихся к изучению  истории. Важно подчеркнуть, что на инновационных уроках истории действительно активизируется изучение и закрепление учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии, работа с картой.

На нетрадиционных уроках можно оценить практически каждого учащегося, ребята не устают, урок проходит как бы незаметно и быстро. Таким образом, уроки подобного вида способствуют интегрированному подходу к изучению предметов, особенно, гуманитарных. Кроме того, такие уроки хорошо подготавливают учащихся к контрольным тестированиям, зачетам. Нетрадиционные уроки, необычные по своему замыслу, организации и методике преподавания, больше нравятся ученикам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным ритмом работы.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс нетрадиционных форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным обучающимся и повысить качество обученности каждого учащегося.

Литература:

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. 1-2 ч. М., 2000.
  2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997

 Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001

  1. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. - М.: Просвещение 1972 - 132с.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000
  3. Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории. // Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

 

Опубликовано: 28.09.2015