Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Кудрицкая Елена Алексеевна

Организация: МБОУ Трубинская СОШ

Населенный пункт: Московская область, Щёлковский район, с. Трубино

Сегодня существует большое количество методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессиональном росте. Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования, владеть технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию, самоопределению, самореализации. «Нет учеников хороших и плохих– они разные». Именно с этой мыслью нужно подходить к своей педагогической деятельности.

Выявляя индивидуальные возможности учащихся, необходимо развивать их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Учитель может делать трудные задачи легкими, помогая тем самым ученикам в усвоении программного материала. И   реальным путём к достижению такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка - проблема, которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.

Технология уровневой дифференциации была разработана московскими и ленинградскими педагогами в середине 80-х годов XX века.

Внутренняя (уровневая) дифференциация — совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований.

Чтобы определить учебные возможности класса, необходимо знать уровень его работоспособности и обучаемости.

Уровень работоспособности своих учеников каждый учитель может определить по объёму выполненной работы.

Уровень обучаемости проверить сложнее. Можно, например, использовать проверку, рассчитанную на три урока.

  • объявляется тема (например, дефис в наречиях), в течение 10-15 минут идёт объяснение; письменная проверочная работа, определяется количество учащихся, не справившихся с заданием;
  • на следующем уроке ученикам результаты проверки работ и предлагаете прослушать этот же материал ещё раз, и снова даёте проверочную работу;
  • на третьем уроке вновь анализируете полученные результаты и убеждаете детей, что нужно прослушать объяснение того же материала ещё раз. И опять письменно закрепляете его. С заданием справились почти все, но остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход.

Теперь учащихся можно разделить их на группы :сильные, средние, слабоуспевающие ученики – группы С ,В, А.

1 группа (С) – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, выполняют задания повышенной трудности.

2 группа (В) – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, нужно развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа (А) – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается со слабыми умственными способностями. Они выполняют упражнения по данному плану, по схеме, по опорным словам и т. д.

Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.

Как работать дальше? Ставлю перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, усвоить правила постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом. Изучаем тему урока. Если не последовало вопросов от учащихся группы С (сильных учеников), они получают задание творческого характера. Оно может быть записано на доске или на карточке.

Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задание с элементами творчества.

Далее работа проводится с учащимися группы А с использованием таблиц, параграфа учебника (это можно делать и с привлечением сильных учеников, пока учитель помогает учащимся второй группы), возможно практическое задание: поставить знаки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Движение вперёд идёт на основе возврата к изученной теории, закрепления на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка работы каждого ученика (по мере возможности и значимости задания), а не заслушивание одного представителя от группы.

Необходимым условием данной методики является дифференциация материалов учебника, в котором содержится информация различной степени сложности:

  • для самостоятельных наблюдений;
  • для ознакомления с определённой информацией в рамках данной темы;
  • теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания;
  • материал для обязательного заучивания;
  • сведения, имеющие сугубо практическое значение.

Следует по-разному использовать теоретические сведения в работе с учениками, учитывая их интересы и способности. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания в ходе самостоятельных наблюдений. При освоении теоретических сведений,  которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале, что приведёт к нежелательным результатам при формировании умений. На основе упражнений, содержащих сведения об истории языка, у школьников воспитывается интерес к предмету, расширяется кругозор. Этому способствуют и упражнения с пометой «На уроке истории (биологии, географии, иностранного языка)». После знакомства с подобным материалом можно предложить ученикам дополнительные поиски информации. Слабоуспевающему ученику увеличить срок подготовки, но обязательно проконтролировать исполнение и дать оценку.

           На этапе закрепления, применения и обобщения знаний и умений основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь наиболее важен учёт работоспособности и индивидуальных особенностей обучающихся.

Итак, для осуществления дифференцированного подхода необходимы следующие условия:

а) знание индивидуальных и психологических особенностей отдельных учащихся;

б) умение анализировать учебный материал, выявить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;

в) составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;

г) умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;

д) осуществление оперативной обратной связи;

е) соблюдение педагогического такта.

Наиболее типичные приёмы и виды дифференцированных заданий. 

Лучше составить 2-3 варианта заданий (работа с текстом, анализ предложений , словосочетаний, разные виды разбора- фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический; творческие задания; тесты и др.). Учащиеся сами выбирают вариант или заранее предназначаю задание определённой группе учеников. Возможные затруднения при выполнении работы отдельным ученикам нужно разъяснять. Наиболее удобны задания в форме индивидуальных карточек, которые подобраны в соответствии со школьной программой и различны по трудности и характеру. Слабым учащимся для самостоятельной работы можно дать облегчённые карточки-задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты заданий, использованные на уроках.

5 класс. Практическая работа с дифференцированными заданиями

по теме «Второстепенные члены предложения»

  1. 1. Словарно-орфографическое задание

Уровни В, С. Задание: вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Уровень А. Задание: вставь пропущенные буквы и подчеркни их.

 

Осв…щать ф…нарем, отд…ленная мес…ность, ко(л,лл)ичество осадков,

 

обл…котиться, точ(ь)ный, защ…щать пл…нету ,про…ьба, сож…ление,

 

иску(с,сс)тво, пишу в тетрад…, на опушк… леса, рыщ…т по полю, буду

 

береч…, летуч…я мыш… , с…ежится от холл…да.

  1. 2. Синтаксический разбор предложений 

Уровень А. Разбери предложения по членам, дай им характеристику.

 

Лес пахнет дубом и сосной.

 

Угрюмо бор гудит.

 

Ночью ветер злится да стучит в окно.

 

Москва – столица России.

 

Уровень В. Разбери предложения уровня А +

 

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.

 

 

Уровень С. Поставь пропущенные знаки препинанияразбери предложения, дай им характеристику.

 

Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.

 

Летний вечер тих и ясен.

 

Точность и краткость   вот первые достоинства прозы.

 

Язык   это путь цивилизации и культуры.

Дифференцированные задания с использованием упражнений и заданий учебника

Фрагмент урока по теме «Дополнение»

  1. 1. Творческая работа . Уровень С)

(разноуровневые задания выполняются одновременно, перед выполнением работы проводится инструктаж)

 

Упражнение 376 учебника

 

Задания:

-рассмотрите картину Н.П. Богданова-Бельского «Новые хозяева»;

-как вы думаете., почему она так называется? (устно);

-спишите текст, вставляя на месте скобок подходящие по смыслу слова;

-подчеркните их как члены предложения;

-в каких случаях к второстепенным членам предложения заданы 2 вопроса       (падежный и смысловой)? (устно);

-словами какой части речи выражены эти члены предложения и почему?

 

 

Уровень В

Упражнение 378 учебника

Задание:

-составьте предложения на тему «Поздняя осень» по данным схемам (с использованием определений и дополнений).

 

5 класс. Практическая работа с дифференцированными заданиями

по теме «Второстепенные члены предложения»

  1. 3. Словарно-орфографическое задание

Уровни В, С. Задание: вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Уровень А. Задание: вставь пропущенные буквы и подчеркни их.

 

Осв…щать ф…нарем, отд…ленная мес…ность, ко(л,лл)ичество осадков,

 

обл…котиться, точ(ь)ный, защ…щать пл…нету ,про…ьба, сож…ление,

иску(с,сс)тво, пишу в тетрад…, на опушк… леса, рыщ…т по полю, буду

 

береч…, летуч…я мыш… , с…ежится от холл…да.

  1. 4. Синтаксический разбор предложений 

Уровень А. Разбери предложения по членам, дай им характеристику.

 

Лес пахнет дубом и сосной.

 

Угрюмо бор гудит.

 

Ночью ветер злится да стучит в окно.

 

Москва – столица России.

 

 

 

Уровень В. Разбери предложения уровня А +

 

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.

 

Уровень С. Поставь пропущенные знаки препинанияразбери предложения, дай им характеристику .

Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.

Летний вечер тих и ясен.

Точность и краткость   вот первые достоинства прозы.

Язык   это путь цивилизации и культуры.

Прекрасны умная мысль человека его дела благородный поступок.

 

Карточка-задание (8 класс)

(определение грамматической основы предложения, повторение словосочетания)

(В)

Поставь знаки препинания ,укажи подлежащее, чем оно выражено

По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь.

 

Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов как улыбка.

 

Грамоте учиться всегда пригодится.

 

Определи вид словосочетаний, способ связи слов в словосочетаниях,:

вековые дубы-

настойчиво повторять-

выпорхнула из клетки-

падал на снег-

 

(С)

Укажи предложения с прямым порядком слов и с инверсией; укажи подлежащее, чем оно выражено

Чем ближе продвигался враг к Москве тем упорнее становились бои.

 

Входящие должны предъявить билеты.

 

По северному пути в то лето сновало великое множество судов.

Короткой ночью белой вся комната полна.

 

Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес.

 

Выпиши словосочетания с разными способами связи, укажи вид словосочетания:

1.

2.

3.

Русский язык. Повторение. Имя существительное

Самостоятельная работа для 6 класса с дифференцированными заданиями

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
  2. Выполните одно из заданий после текста.

Доктор возвр…щался домой. Он ехал по наб…режной вдоль каме….ых оград. (В)низу медле….о и густо шла вода, ч…рная и бл…стящая, как см…ла. Город опрокидывался в воду т…нул уплывал и (не)мог уплыть только раств…рялся нежными з…л…тистыми пятн…ми. Он ехал м…стами, изогнутыми в виде ар…к.

(С)низу или с другого берега они к…зались кошками, выг…бающими перед прыжком ж…лезные спины. (З,С)десь, у въезда , на каждом м…сту распо л…агалась охрана. С…лдаты с…дели на бар…банах курили тру…ки играли в карты и з…вали, глядя на звезды. Доктор ехал см…трел и слушал.

А Выпишите 2-3 существительных, определите их склонение. Разберите по составу любое слово из текста, в котором 3 слога.

В Выпишите 2-3 существительных, стоящих в род. пад., и разберите их по составу. Разберите 1-ое предложение.

С Выпишите из текста существительные, которые не изменяются по числам, определите их склонение. Найдите в тексте нераспространенное предложение и преобразуйте его в распространенное.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Тест в 9 класс на тему « Сложноподчиненные предложения»

Уровень «3»
1. Решите тест.
1. Сложные предложения бывают: 
а) союзные;
б) бессоюзные;
в) сложносочинительные;
г) сложноподчинительные;
д) сложноподчиненные. 
2. СПП состоят: 
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных. 
3. Придаточное может стоять: 
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения. 
4. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы: 
а) какой?
б) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
в) где? когда? откуда? зачем? почему? и др. 
5. Придаточные места присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов: 
а) кто, что, потому что, который;
б) где, куда, откуда.
6. Придаточные времени могут находиться:
а) до главного предложения;
б) после главного предложения;
в) в середине главного предложения.
2. Подготовка к итоговой аттестации . Прочитайте предложения и выполните задания: 
1. Роллинг сотрясся, (1) поднялся с кресла, (2) трубка вывалилась у него изо рта, (3) лиловые губы искривились, (4)точно он хотел и не мог произнести какое-то слово.
2. Князь Василий говорил всегда лениво, как актёр говорит роль старой пьесы.
3. Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.
Задания:
1. В предложении №1 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, 
обозначающие запятые СПП.
2. Выпишите ГО предложения №2.
3. Выпишите количество ГО в предложении №3.

 

 

 

9 класс. Сложное предложение.  Контрольно-обучающая работа.

С потушенными фарами отъезжаю далеко от берега реки. Около перевернутой бочки ко   мне  подбегают  трое молодых парней и просят помощи, но тут их настигают нападающие и грубо валят на землю. А может, их было уже не трое, а всего двое.

Я не обращаю на них никакого внимания. Стараюсь ехать как можно медленнее, и машина, точно проходя испытание на прочность, вся дрожит и воет, готовая вот-вот развалиться. Если она сорвется в кювет и здоровенный камень пропорет ей брюхо — тогда конец. Но, не доезжая до редких зарослей ивы, я сталкиваюсь, как и предполагал, со второй копошащейся толпой. Это те, кто утащил женщин. Я еще больше сбавляю скорость и, когда преследователи, уверенные, что настигают меня, подбегают почти вплотную, круто поворачиваю и, направив машину к подъему на насыпь, нажимаю на газ. Меня подхлестывает грохот, будто молотом изо всех сил бьют по мотору, стараясь разбить его на мелкие кусочки...

Все идет как будто хорошо. Большинство преследователей оставляют меня, захваченные зрелищем обряда, в котором участвовали женщины, стараясь ничего не пропустить. Поскольку фары потушены, я так и не разглядел толком, что за обряд совершался. На ум приходит лишь скользкая туша, освежеванная, разделанная и подвешенная на крюк в холодильнике мясной лавки. Фонари погашены, но зато полыхают огромные факелы, кругом царит дух истерического торжества. Потому-то на мою машину и не обратили никакого внимания. Взобравшись на дамбу, включаю наконец фары. И вдруг все тело становится точно каменным, плечи и колени онемели, в глазах темно — видно еще хуже, чем когда фары были потушены. Переключаю скорость, до упора нажимаю на газ, но машина еле движется, точно ручная тележка. Невыносимый страх леденит затылок. Постой, горелой резиной же пахнет. Ручной тормоз отпущен не до конца. Включив печку, опускаю стекло и только тогда ощущаю в переносице тяжесть опьянения. (283 слова.)

(Кобо Абэ, «Сожжённая карта», перевод В.Гривнина.)

 

 

Учащиеся получают листы с текстом, выполняют задания 1 или 2 варианта. Желающие могут выбрать вариант 3 или 4. Общее задание – расставить знаки препинания, зачеркнуть неверные варианты вставленных букв.

Учитель может прочесть текст перед его раздачей  или после выдачи (в зависимости от уровня подготовки класса).

При необходимости с разрешения учителя  учащиеся могут пользоваться учебниками, справочниками.

 

 

 

 

 

Задание:

  1. Расставить знаки препинания, зачеркнуть неверные варианты вставленных букв
  2. Выписать сложносочинённые предложения. Выполнить их разбор.
  1. Около перевернутой бочки ко   мне  подбегают  трое молодых парней и просят помощи, но тут их настигают нападающие и грубо валят на землю.
  2. Стараюсь ехать как можно медленнее, и машина, точно проходя испытание на прочность, вся дрожит и воет, готовая вот-вот развалиться.
  3. Фонари погашены, но зато полыхают огромные факелы, кругом царит дух истерического торжества.
  4. Переключаю скорость, до упора нажимаю на газ, но машина еле движется, точно ручная тележка.
  1. Выписать сложноподчинённые предложения. Выполнить их разбор.
  1. Это те, кто утащил женщин.
  2. Меня подхлестывает грохот, будто молотом изо всех сил бьют по мотору, стараясь разбить его на мелкие кусочки...
  3. Большинство преследователей оставляют меня, захваченные зрелищем обряда, в котором участвовали женщины, стараясь ничего не пропустить.
  4. Поскольку фары потушены, я так и не разглядел толком, что за обряд совершался.

 

  1. Выписать выделенные предложения. Выполнить их разбор.

 

Урок литературы для обучающихся 6 класса  по произведению Николая Семёновича Лескова «Левша»  на тему «Русский  национальный характер, воплощённый в образе Левши».

Дифференцированные задания по сказу (по группам). Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).

1 группа

1. Назовите основные качества характера Левши. (Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).

(Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.)

2.  Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина"?

3. Чтение по ролям  сцены во дворце. (глава 13)

 2  группа

1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):

А) " – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся".

Б) "Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится".

В) "…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может".

Г) "Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные".

Д) "…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать".

– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная вера 

1."…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить"; 

2. "наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы"; 

3. "вера у нас полнее")

3 группа

1. Раскройте и представьте  образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, прочитайте цитаты из текста.

2. Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?

3. Какие  черты входят в понятие " русский национальный характер"? (доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, "человечкина душа").

4. Выделите  цитаты,  характеризующие  царя  Александра  Павловича,  а затем Платова (цитаты  можно  записать) – 1-10 главы.  

Александр   Павлович  

«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».

«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

«Государь на все это радуется».

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».

«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

«Пожалуйста, не порть мне политики».

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».

Платов 

«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».

«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».

«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: Иван Москвин во граде Туле».

«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…»

4 группа

1. Назовите основные черты сказа. (1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.)

2. Оформите толковый словарь сказа, например, керамиды-пирамиды, мелкоскоп – микроскоп, преламут – перламутр, пубель – пудель, тугамент – документ и т.д.

3. . Выделите  цитаты,  характеризующие  царя  Александра  Павловича,  а затем Платова (цитаты  можно  записать) – 11-14 главы.  

Николай   Павлович 

«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».

«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».

«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

«…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника».

«— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
 Платов

«…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».

«Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь».  

«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам тугамент!»

«…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».

«Платов ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал».

 

5 группа

1. Выделить (или  выписать) цитаты,  характеризующие  главных  героев:  царя  Николая  Павловича,  Платова,  левшу.

2. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор. 

3. Сказ «Левша»  иллюстрировался различными художниками. Обратитесь к   иллюстрациям  Н. Кузьмина  и Кукрыниксов «Первая  встреча  атамана  Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и выполните следующие задания:

1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как  каждый  из художников  изобразил  героев.  Каково  отношение  художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.

(Кукрыниксы  -общий псевдоним 3-х художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000). В 1974 г. создали иллюстрации к сказу «Левша». Награждены золотой медалью Академии художеств СССР).

 Рисунки художников заставляют читателей улыбнуться: зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которые достигаются нарочитым нарушением пропорций фигур, заострённостью деталей в изображении героев.

6 группа

1. Какова  проблематика данного сказа?

Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным. Зачитать начало: "Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: "Так и так, и у нас дома свое не хуже есть", — и чем-нибудь отведет". 

2. Какова идея сказа?

Показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.

3. Докажите актуальность сказа Лескова в настоящее время?

 В наше время "американизация" отечественной культуры идет полным ходом. Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.

Домашнее задание.

1. Составьте рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.

2. Написать отзыв о сказе                                (1-2 группы)

3. Напишите эссе на тему «Русская земля славится талантами».  (3-6 группы)

4.  Прочитать рассказ Н.С. Лескова "Человек на часах".

 

 

 

Современная школа сегодня ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества (отдельной семьи, ученика). Способности и возможности каждого ученика необходимо изучать и знать современному учителю в конкретной школе, в конкретном классе. Именно такой подход позволит создать ситуацию успеха для каждого обучающегося, что является условием получения прочных знаний по каждому предмету, в том числе и по такому сложному как русский язык. Есть такая притча: «Священника спрашивают: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги! Идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - отвечает священник. - Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей».  Высокая миссия учителя русского языка и литературы вполне сравнима с миссией этого священника.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Селевко Т.В. Современные образовательные технологии. М 1998.
  2. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития школьника. – М.,1989. – С.120
  3. Ушинский К.Д. Методика начального обучения   // Избранные произведения. –          М..1969. – С.99
  4. Лаврентьев В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением.//Завуч №1 2005.
  5. Скрипченко Т.И. Использование внутриклассной дифференциации как средства диагностики учебного процесса.// Завуч №8 2005
  6. Фролова Т.Я. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным  действиям. //Русский язык в школе №5 2003
  7. Яренкова Т.Н. Задания для дифференцированного подхода. //Русский язык в школе №3  2005
  8. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников.// Завуч №8 2003

 

 

 

Опубликовано: 28.09.2015