Руководство исследовательскими работами младших школьников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Евсеева Оксана Павловна

Организация: ГБОУ СОШ №1

Населенный пункт: Самарская область, г. Чапаевск

В современной педагогической литературе много пишется о важности и необходимости развития у школьника стремления к исследованию, наблюдению.

Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем.Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутренне стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Исследовательская деятельность учащихся, выстроенная как самостоятельный творческий поиск, исключает пассивную роль ученика, не вписывается в репродуктивные рамки, а является собственно творческой деятельностью. 

 

Разведем понятия  — «проект» — «исследовательская работа»

Иногда проектную или исследовательскую деятельность рассматривают как синонимы.  Так ли это на самом деле? Исследование и проектирование – принципиально разные виды деятельности.

Каковы черты проектной и исследовательской деятельности?  

Исследование

Проектирование

  1. Исследование – бескорыстный поиск истины
  1. Под проектированием понимается решение определенной четко сформулированной задачи
  1. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него и для других людей полезны и приятны
  1. Проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает, что делает, ясно понимает, к чему должен идти
  1. Задача исследователя – искать истину, какой бы она не была
  1. Иногда реализация проекта требует проведения исследований, но на репродуктивном уровне
  1. Исследователи изучают объекты и предметы
  1. Проектировщики ставят перед собой прикладные цели

 

В качестве руководителей детских исследований могут выступать такие участники образовательного процесса, как школьные учителя, а также родители, дедушки, бабушки учащихся.

Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в традиционном обучении. Педагог из ментора превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя.

 

Общие методические рекомендации

  • Старайтесь, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
  • Не сдерживайте инициативы детей.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
  • Избегайте прямых инструкций.
  • Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  • Помогайте ребенку учиться управлять процессом мышления:

- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

- развивать навыки самостоятельного. Оригинального решени проблем.

 

 

Задания для развития исследовательских умений и навыков школьников

 

  1. Умение видеть проблемы

 Задание «Посмотри на мир чужими глазами»

               Читаем детям неоконченный рассказ:

        «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег, Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»

 - Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега?

- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, Зайчик или лисичка в лесу»

 

2. Умение выдвигать гипотезы.

Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы ее решения – изобретать гипотезы.

 

       «Придумайте несколько гипотез и фантастических объяснений по этому поводу.

        Слоны стали меньше кошек.

        Люди стали в несколько раз меньше, чем сейчас.»

 

  1. Умение задавать вопросы.

Игра «Вопросы домашних животных».

«Как ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные? (твоя собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.)

 

  1. Умение классифицировать

«Назови разных животных, которые одновременно сильные, ловкие, быстрые.»

 

  1. Умение проводить эксперименты.

«Возьми линейку и привяжи к ее центру веревку. Надуй два шарика, чтобы они были одинакового размера, и подвесь их так, чтоб линейка была уравновешена. А теперь проколи один шарик булавкой.

- Какой шарик опустился вниз?

- Проткни и второй шарик. Что произошло?

- Сделай вывод и ответь на вопрос: имеет ли воздух вес?»

Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции. Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести конструктивный диалог. В отличие от конференции для взрослых, на детской конференции необходимо создать для каждого участника «ситуацию успеха». Все работы, наряду с предъявлением замечаний в тактичной форме, независимо от их качества, требуют похвалы с целью дальнейшего поддержания желания у детей продолжать заниматься исследовательской деятельностью.
 

Источники :
 

  1. Борздун В. Н. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки / В. Н. Борздун, Л.А. // Методист. Научно-методический журнал. — 2003. — № 6. — С.48–51.
  2. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. // Народное образование. — 1999. — № 10. 3. Обухов А. С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. — 2008. № 2. — С.17–23.
  3. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. — 2007. — № 3. — С.14–24.


 

Опубликовано: 24.09.2015