Руководство исследовательскими работами младших школьников
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Евсеева Оксана Павловна
Организация: ГБОУ СОШ №1
Населенный пункт: Самарская область, г. Чапаевск
В современной педагогической литературе много пишется о важности и необходимости развития у школьника стремления к исследованию, наблюдению.
Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем.Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутренне стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Исследовательская деятельность учащихся, выстроенная как самостоятельный творческий поиск, исключает пассивную роль ученика, не вписывается в репродуктивные рамки, а является собственно творческой деятельностью.
Разведем понятия — «проект» — «исследовательская работа»
Иногда проектную или исследовательскую деятельность рассматривают как синонимы. Так ли это на самом деле? Исследование и проектирование – принципиально разные виды деятельности.
Каковы черты проектной и исследовательской деятельности?
Исследование |
Проектирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
В качестве руководителей детских исследований могут выступать такие участники образовательного процесса, как школьные учителя, а также родители, дедушки, бабушки учащихся.
Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в традиционном обучении. Педагог из ментора превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя.
Общие методические рекомендации
- Старайтесь, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
- Не сдерживайте инициативы детей.
- Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
- Избегайте прямых инструкций.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помогайте ребенку учиться управлять процессом мышления:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- развивать навыки самостоятельного. Оригинального решени проблем.
Задания для развития исследовательских умений и навыков школьников
- Умение видеть проблемы
Задание «Посмотри на мир чужими глазами»
Читаем детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег, Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»
- Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега?
- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, Зайчик или лисичка в лесу»
2. Умение выдвигать гипотезы.
Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы ее решения – изобретать гипотезы.
«Придумайте несколько гипотез и фантастических объяснений по этому поводу.
Слоны стали меньше кошек.
Люди стали в несколько раз меньше, чем сейчас.»
- Умение задавать вопросы.
Игра «Вопросы домашних животных».
«Как ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные? (твоя собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.)
- Умение классифицировать
«Назови разных животных, которые одновременно сильные, ловкие, быстрые.»
- Умение проводить эксперименты.
«Возьми линейку и привяжи к ее центру веревку. Надуй два шарика, чтобы они были одинакового размера, и подвесь их так, чтоб линейка была уравновешена. А теперь проколи один шарик булавкой.
- Какой шарик опустился вниз?
- Проткни и второй шарик. Что произошло?
- Сделай вывод и ответь на вопрос: имеет ли воздух вес?»
Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции. Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести конструктивный диалог. В отличие от конференции для взрослых, на детской конференции необходимо создать для каждого участника «ситуацию успеха». Все работы, наряду с предъявлением замечаний в тактичной форме, независимо от их качества, требуют похвалы с целью дальнейшего поддержания желания у детей продолжать заниматься исследовательской деятельностью.
Источники :
- Борздун В. Н. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки / В. Н. Борздун, Л.А. // Методист. Научно-методический журнал. — 2003. — № 6. — С.48–51.
- Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. // Народное образование. — 1999. — № 10. 3. Обухов А. С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. — 2008. № 2. — С.17–23.
- Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. — 2007. — № 3. — С.14–24.