К 120-летию гнесинской системы музыкального воспитания

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Галимова Ляля Тухфатовна

Организация: МБОУ ДОД ДШИ

Населенный пункт: ЯНАО, г. Муравленко

"Я преклоняюсь перед семьёй Гнесиных,

их общественная и преподавательская

деятельность имеет огромнейшее значение

для развития русской музыкальной культуры.

… Их влияние колоссально, они по сути дела

определили развитие музыкальной культуры России,

музыкального образования в нашей стране".

Тихон Хренников.

 

2015 год – юбилейный год  для Гнесинской системы музыкального образования!

Сегодня в Москве есть несколько старейших учебных заведений, связанных с именем Гнесиных: детская музыкальная школа, специальная музыкальная школа, музыкальное училище и академия. Все они – олицетворение славной истории русского музыкального искусства. Каждое из этих учебных заведений представляет свое возрастное звено в долгом и кропотливом процессе обучения музыкантов, но все вместе они образуют единую, дружную семью.

Ибо все они произошли из одного Гнесинского дома и неразрывно связаны с семьей блистательных музыкантов-педагогов – семьей Гнесиных. Семья эта поистине уникальна.

В 2014 году  исполнилось 140 лет со дня рождения Е.Ф. Гнесиной. «Единственный мужчина в семье»,- так называли её. Она более 70 лет возглавляла весь комплекс учебных заведений, стала его легендой.

Об этом мало кто помнит, но история Гнесинки началась в Ростове-на-Дону в семье местного раввина. Отец знаменитых сестер Гнесиных Фабиан Осипович Гнесин был человек образованный. Родившись в одном из местечек Минской губернии, пешком отправился в Вильно учиться. Не чужда прекрасному была и мать, Белла Исаевна Флетзингер-Гнесина: она в свое время тоже получила образование, закончила курс у известного польского композитора Станислава Монюшко и, говорят, еще и прекрасно пела. Однако семейная жизнь не дала Белле Исаевне сделать музыкальную карьеру. После замужества она родила двенадцать детей. Выжило пять девочек и четверо мальчиков. Применение своему музыкальному дару Белла Исаевна нашла дома в их семье часто звучала музыка, дети с малых лет были приучены к фортепиано.

«Семья Гнесиных, конечно, поразительная, потому что только два старших брата не были музыкантами, не имели к музыке никакого отношения.А дальше подряд родились пять сестер, и все они не только стали профессиональными музыкантами, но и всю жизнь посвятили одному и тому же делу — созданию музыкальных учебных заведений. И каждая из сестер вот сколько лет прожила, столько и проработала в этих учебных заведениях, с самого основания училища Гнесиных в 1895 году».

Но началось все с домашнего обучения. Белла Исаевна занималась музыкальным воспитанием детей, им наняли педагогов.  Старшую дочь, 14-летнюю Евгению, отправили совершенно одну в Москву учиться в консерватории. Следом за ней уехала и Елена.

Несмотря на жесткую квоту на поступление евреев, существовавшую в то время во всех учебных заведениях, обеих сестер взяли в консерваторию. Девочки быстро привлекли внимание педагогов прекрасными манерами и незаурядным талантом. Сначала Евгению приметил Василий Ильич Сафонов, который вскоре возглавил консерваторию, и взял в свой класс. Потом Елена оказалась под присмотром талантливого композитора и пианиста ФерруссоБузони. Тот был в таком восторге от молодой пианистки, что позвал ее с собой за границу для совместных выступлений. «Но я тогда была слишком юна для столь решительного шага», — напишет позже Елена. Постепенно к старшим сестрам присоединились и младшие: одна за другой в Москву приехали Мария и Елизавета. Девочки оказались в самом сердце московской музыкальной жизни. Им преподавали лучшие педагоги в стране, их сокурсниками были Скрябин и Рахманинов, в консерваторию нередко захаживал Петр Ильич Чайковский.

В 1891 году отец Гнесиных, Фабиан Осипович, внезапно скончался. У семьи больше не было средств, чтобы оплачивать обучение сестер в консерватории. Девочки были в отчаянии, горевали по отцу, готовились покинуть любимую школу, чтобы быть рядом с матерью. На помощь пришли преподаватели талантливых учениц. Именно они нашли Елене место учительницы музыки в гимназии Арсеньевых, навсегда определив ее судьбу. Елена окончила консерваторию с серебряной медалью, начала концертировать, но душа ее тянулась к ученикам. Ей удалось увлечь своей идеей старшую сестру, и юные пианистки задумали невероятное — создать музыкальное училище. На тот момент учиться музыке профессионально можно было только в консерватории. Существовало немало частных школ и курсов, но все они жили недолго, а уровень преподавания был невысок. У Гнесиных появилась мечта, казавшаяся на первый взгляд неосуществимой. Но вокруг были коллеги, которые верили в сестер. «Смело беритесь за дело и открывайте школу, — подбадривал девушек профессор Кашкин, друг Чайковского. — Вначале у вас будет 30 учеников, потом 60, а затем 100!» Преподаватели консерватории поддерживали Гнесиных не только словом. Они помогли получить официальное разрешение на открытие учебного заведения.

Девочки не спешили. Сначала открыли музыкальную школу в доме в Гагаринском переулке, где и жили все вместе. Занимались за одним роялем — на покупку еще одного денег не было. Все организаторские функции взяла на себя Елена, у которой обнаружилась необычайная деловая хватка и сила воли. Уже к середине февраля 1895 года, когда средняя сестра Мария окончила консерваторию и смогла присоединиться к предприимчивым родственницам, девушки открыли «Училище сестер Е. и М. Гнесиных» («Е» здесь — и Елена, и Евгения).

Для дочерей ростовского раввина училище стало не только делом, но и возможностью создать свой уютный мир. Мир, в котором музыка и тепло семейного очага оказались неразрывны. Такой мягкой, уютной, домашней была атмосфера учебных заведений Гнесиных долгие годы.

«Все, что я там увидела, никак не соответствовало моему представлению о прославленном учебном заведении, — вспоминает Маргарита Эдуардовна Риттих, долгие годы преподававшая в Гнесинке. — Конечно, здесь имел значение момент сравнительный. За годы ученья я уже привыкла к прекрасному, комфортабельному, предназначенному специально для учебных целей зданию консерватории. Здесь же все было иным. Небольшой одноэтажный деревянный домик. Сени с шаткими ступеньками деревянной лесенки. Малюсенькийвестибюльчик-передняя, в котором всегда толпилось много молодежи. Небольшая «раздевальня» с одной-единственной гардеробщицей средних лет, сухонькой, черноволосой женщиной, тетей Линой, которая вплоть до 1963 года оставалась на своем месте. Ее особая уважительность, внимание и приветливость ко всем были таковы, что казалось, будто она встречала и провожала своих дорогих гостей, добрых друзей. Удивительно было и то, что возле гардероба, рядом с зеркалом, были... щетки для одежды. Щетки! Как дома! (в консерватории этого не было) Вообще, уже здесь, в этой передней, сразу же возникало ощущение домашности и уюта, веяло чем-то теплым, родным и милым, в то время как в консерватории все было красиво, богато, даже по-дворцовому парадно, торжественно и официально».

Поначалу в училище принимали и детей, и взрослых, причем, многих учили бесплатно. Зачисление первой ученицы произошло 2/15 февраля 1895 года (Эта дата ныне является официальной датой основания Московской детской музыкальной школы имени Гнесиных). Первые ученики, среди которых были дети Александра Скрябина, обучались у Елены, Евгении и Марии Гнесиных. Это были единственные преподаватели училища. Но с 1900 года, когда учеников стало больше и училище переехало на Собачью площадку, в дом № 5, в состав преподавателей вошли выпускники консерватории – Рейнгольд Глиэр, четвертая сестра Гнесиных – Елизавета, младшая сестра Ольга.

С приходом Елизаветы здесь зазвучала скрипка. Она создала классы оркестра и ансамбля и полвека возглавляла струнные подразделения училища и обеих музыкальных школ, открытых Гнесиными впоследствии. Уже через пять лет пророчество профессора Кашкина сбылось: число учеников достигло шестидесяти. Одной из первых выпускниц стала их младшая сестра Ольга.

Сестры перестали справляться с таким количеством учащихся. В училище потянулись не только юные музыканты: приходили сюда и взрослые студенты, которые готовились поступать в консерваторию. У Гнесиных они получали все, что им было нужно, — не только классы фортепиано и скрипки, но и полную теоретическую базу музыкального образования, чего не было ни в одной другой музыкальной школе Москвы. Училище так разрослось, что в маленьком домике сестер Гнесиных разместиться уже не получалось.

Пришлось искать новое помещение. Сняли деревянный особняк на Собачьей площадке, 5, где и прожили более полувека. По утрам здесь проходили занятия, по вечерам собирались за чаем, приходили друзья, поэты Серебряного века читали стихи, ученые спорили, философы размышляли, много говорили о тревожной ситуации в стране. Ольга писала картины. В домике на Собачьей площадке бывали Ключевский, академик Виноградов, Гончаров, Модест Ильич Чайковский. Участниками их был А.Гречанинов и Вас.Калинников, Э.Розенов и И.Протопопов, Н.Метнер и А.Гольденвейзер. Все члены семьи Гнесиных славились необычайным гостеприимством, и в небольшой деревянный домик на Арбате, где тогда жило семейство Гнесиных, с радостью приходила молодежь. Когда на артистические вечеринки собирались музыканты, Елена Фабиановна готовила прекрасные глинтвейны и пироги. Больше всего гости любили 15 февраля, когда Гнесины отмечали день рождения своего учебного заведения — устраивали концерты, веселые карнавалы, танцы. Академические концерты, на которых выступали ученики Гнесинки, приходили слушать давние друзья сестер Гнесиных — Рахманинов и Скрябин, Станиславский и Книппер-Чехова.

Елена Фабиановна была душой компании: она решала все организационные вопросы, заводила новые знакомства. На одном из концертов она познакомилась с Луначарским, который частенько скрывался от полиции в доме ее друга Гончарова. Это знакомство впоследствии обеспечит сестрам Гнесиным безоблачное существование уже при советской власти, когда Луначарский возьмется за формирование советской культуры. В 1919 году он даст училищу статус Государственной музыкальной школы.

Обучение для всех стало бесплатным, Именно в это время рождается идея создания двух официальных ступеней образования: младшей, которая ставила своей задачей приобщение к музыкальному искусству, и старшей, готовящей специалистов-профессионалов, артистов-исполнителей, деятелей музыкальной педагогики и культуры. Позднее эта старшая ступень школы была преобразована в музыкальный техникум. Когда со временем откроется институт, то возникнет трехступенчатость непрерывного музыкального образования: школа – техникум – вуз, которая действует по сегодняшний день.

В конце 1920 года, когда «Вторая московская государственная школа» праздновала свое 25-летие и ей было присвоено название Государственной показательной музыкальной школы, младшее ее отделение стало детской школой, старшее – «Третьим показательным государственным музыкальным техникумом». Самостоятельность этих учебных заведений не привела к их разобщенности, а наоборот, решала проблему преемственности: лучшие ученики школы продолжали свое обучение в техникуме. Связи школы и техникума выражались и в том, что значительная часть педагогов занималась и с малышами, и со старшими учениками. Во главе школы и техникума оставалась Елена Фабиановна.

Ориентация на массовость обучения, задачи в области музыкального просветительства выдвинули новые проблемы и перед школьной музыкальной педагогикой. Встал вопрос о том, чтобы наряду с обучением игре на том или ином инструменте дети получали широкое музыкальное образование. Надо сказать, что в то время далеко не во всех детских музыкальных школах преподавались музыкально-теоретические предметы. Гнесины своим педагогическим и организационным опытом эту проблему в определенной мере уже решили.

В школе существовали три группы сольфеджио – младшая, средняя и старшая. Основой преподавания было пение, сольфеджирование, а в средних и старших группах ещё и музыкальный диктант. Программы,
сложившиеся здесь, легли в основу единых государственных программ по сольфеджио. Был также введен новый курс – «Слушание музыки», расширяющий представления учащихся о музыке и развивающий её восприятие. Много внимания уделялось детскому хоровому классу, который был настоящим украшением школы. Его руководитель Евгения Фабиановна подбирала интересный репертуар, привлекая к сочинению детских хоровых произведений видных композиторов Рейнгольда Глиэра и Александра Гречанинова. Важное место в деятельности фортепианного отдела занимал фортепианный ансамбль (игра в 4 или 8 рук на одном и двух роялях). С ростом классов скрипки и виолончели возникли также струнные и струнно-фортепианные ансамбли. Их первым организатором и руководителем была Елизавета Фабиановна.

Отмечая в 1925 году 30-летие, Советское правительство присвоило учебным заведениям имя семьи Гнесиных. В 1925-1941 гг. за школой закрепляется репутация одной из самых авторитетных школ Москвы. Отбор детей был строгим, что в свою очередь позволило повышать уровень дальнейшей подготовки учащихся. Открывались новые классы, прежде всего, классы духовых инструментов и композиции, который открыл Михаил ФабиановичГнесин.

Е. Ф. Гнесина уделяла много внимания развитию способностей студентов к педагогической деятельности. Так, в 20-х годах, систематизировав накопившийся, опыт, Елена Фабиановна создала на факультативных началах кружок по методике преподавания игры на фортепиано, сама читала лекции и вела практические занятия. Деятельность кружка имела особенно большое значение, так как курса методики в то время в учебном плане не существовало. Опыт работы кружка в дальнейшем был использован при создании курса методики обучения фортепианной игре с начинающими, подготавливающий к будущей педагогической работе. Е. Ф. Гнесиной была введена и педагогическая практика. Именно здесь студенты могли попробовать свои силы на педагогическом поприще. Многие студенты «нашли себя» в стенах училища, приобщаясь к разным видам педагогической деятельности.

Детище Гнесиных разрасталось. У властей удалось добиться строительства нового здания на улице Воровского (ныне Поварской). Елена Фабиановна мечтала превратить училище в высшее учебное заведение — власти сопротивлялись. Но веру в возможность достичь этой цели подорвало другое: умерла старшая сестра, Евгения, а через год началась война.

Поразительно, но в военные годы школа не прекращала своей работы. Часть детей была вывезена в специально созданный лагерь под Рязань, а учащиеся, остававшиеся в Москве, 1 сентября, как всегда, начали свой учебный год.

Гнесинку эвакуировали в Свердловск, Йошкар-Олу и Казань. Елена Фабиановна последней покидала московские стены, совсем как капитан тонущего судна. Далеко не все ее коллеги уехали из Москвы; те, кто решился остаться, посреди войны и разрухи возобновили занятия. Преодолев все препятствия, она рванула в столицу и пешком (в 68 лет!) шла до института от Казанского вокзала. Не просто вернулась, а стала добиваться строительства нового здания и нового статуса для своего детища. В 1944 году в Москве появился Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.

Она не останавливалась ни на минуту. Создавала все новые учебные заведения, строила общежития для «гнесинцев», выбивала строительство концертного зала и сама выбирала для него люстры и шторы. Но постепенно силы стали ее оставлять. Так же последовательно, как она создавала своюГнесинку, она стала передавать бразды правления своим ученикам.

В 2004-м году в Москве состоялось открытие памятника работы скульптора А.Бурганова, ставшего одним из красивейших памятников Москвы.

Основополагающий принцип педагогики Е. Ф. Гнесиной – движение от внутреннего к внешнему, от сущности к явлению, от содержания изучаемых музыкальных произведений к техническим средствам их воплощения – базируется на ее концепции формирования художественного образа как основы изучения музыкального произведения.

В процессе этой работы развивался ученик, что было главной целью. Цель определяла задачи педагогики Е. Ф. Гнесиной, которые можно сформулировать следующим образом: 1) общемузыкальное развитие обучающихся на основе знания большого количества музыкальных произведений и вариантов их интерпретации, развития музыкального слуха и навыков слухового анализа; 2) формирование высокого уровня эрудиции ученика (знания в области музыки, литературы, живописи, архитектуры, понимание взаимосвязи искусств на философско-эстетическом уровне); 3) нравственное воспитание ученика; 4) развитие техники как средства воплощения художественного замысла.

Еленой ФабиановнойГнесиной созданы сборники, достойно иллюстрирующие ее метод в фортепианной педагогике: «Первые шаги», «Фортепианная азбука», «Маленькие этюды для начинающих», «Дуэты для маленьких скрипачей», «Музыкальные диктанты», «Миниатюры для фортепиано», «Альбом детских пьес для фортепиано», «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники», «Ладушки», «Перезвон», «Пьески-картинки», «Вариации», песни на стихи В. Маяковского, «Чудо-дерево» на стихи К. Чуковского и др. Е. Ф. Гнесина считала начальный период обучения крайне важным в становлении музыканта.
Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики, как отмечают музыканты-исследователи – это привлечение внимания к формированию музыкального слуха, развития чувства ритма, памяти, двигательно-моторных навыков как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, ведущих к их интенсивному развитию. Согласно принципам отечественной методики, ребенка необходимо с первых уроков приобщать к искусству, приучать вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, распознавать качество звучания.
Гнесина Е. Ф. указывала на то, что занятия с детьми должны начинаться, прежде всего, с развития слуха и музыкальных представлений, а не с изучения нотной грамоты и технических упражнений, что было характерно для старых «Школ обучения игры на фортепиано». С первых же уроков она стремилась приобщить ученика к музыке: пела с ним песни, подбирала по слуху знакомые ему мелодии, играла различные музыкальные примеры, определяя вместе с учеником их характер, параллельно обучая его музыкальной грамоте, посадке за инструментом, обучая двигательным навыкам.

Решая вопрос о формировании фортепианных навыков в их глубокой взаимосвязи с музыкально-слуховыми представлениями, многие педагоги пытаются найти основной, исходный «технический» момент для их дальнейшего правильного развития и совершенствования. Многие педагоги начинали обучение игре на фортепиано с выработки приема legato.

Гнесина Е. Ф. коренным образом перестроила систему развития первоначальных двигательных навыков. Она считала, что самые первые упражнения должны включать движения всей руки и извлечение звуков nonlegato одним пальцем. На этом принципе основаны первые этюды и примеры из «Фортепианной азбуки».

ХРОНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ

  • В 1895 году в Москве открылось Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных. В 1920 году оно было разделено на Детскую музыкальную школу и Училище.
  • В 1925 году получили имя Гнесиных Детская музыкальная школа-семилетка (ныне – Московская городская детская музыкальная школа (МГДМШ) имени Гнесиных) и Московский Государственный музыкальный техникум (ныне – Колледж имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных).
  • В 1944 году создан Государственный музыкально-педагогический институт (ГМПИ) имени Гнесиных (ныне – Российская академия музыки (РАМ) имени Гнесиных).
  • В 1946 году при ГМПИ им. Гнесиных открыта Специальная музыкальная школа-десятилетка (ныне – Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) (МССМШ) имени Гнесиных).

 

Имя Гнесиных во всем мире признано как "знак качества", гарантирующий высокий профессионализм музыкантов, вышедших из стен знаменитой Российской академии музыки. Свой вклад в создание системы отечественного музыкального образования внесли все члены большой семьи, но деятельность Елены ФабиановныГнесиной, возглавлявшей весь комплекс гнесинских учебных заведений более семидесяти лет, стала легендой. Легендарен и масштаб личности этой женщины, которую называли "единственным мужчиной в семье". Все отмечали силу и энергию Елены Фабиановны, дар педагога и лидера. Ее окружали обыкновенные гении: Скрябин, Коненков, Рихтер, многолетняя дружба связывала Гнесину и с Сергеем Рахманиновым.

Среди талантливых выпускников  можно назвать Т.Хренникова и А.Хачатуряна, Е.Голубева и Б.Чайковского, А.Чугаева и О.Эйгеса, Т.Ливанову, С.Скребкова, А.Степанова, М.Мильмана и Ю.Муромцева. Все они будущие крупнейшие деятели музыкальной культуры: педагоги, композиторы, пианисты, ученые, руководители музыкальных учреждений.

Среди них - известный русский пианист Н. Орлов и Л. Оборин.. Из учебных заведений имени Гнесиных вышли такие крупные музыканты, как пианисты Э. Гроссман, Станислав Нейгауз, Александр Иохелес, Владимир Тропп, скрипач Леон Закс, композиторы Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Борис Чайковский, Андрей Эшпай, АрноБабаджанян, певицы Галина Писаренко, ЗараДолуханова, Ирина Архипова, дирижеры Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, трубач Тимофей Докшицер, виолончелист Мстислав Ростропович и ещё многие - многие выдающиеся деятели российской культуры.

 

Список литературы:

Барцикян А.А. «Елена ФабиановнаГнесина: музыкант, педагог, композитор.» [Электронный ресурс] «//nauka–rastudent.ru. Электронный журнал».11.04.2014.http://nauka-rastudent.ru/4/1301/ (Дата обращения: 25.01.2015г.)

Викентьев И.П. «Елена ФабиановнаГнесина». [Электронный ресурс]  «//vikent.ru.Выдающиеся достижения». http://vikent.ru/author/2178/  (Дата обращения: 26.01.2015г.)

Энциклопедия Кругосвет. «Гнесины». [Электронный ресурс] « //Универсальная научно-популярнаяонлайн-энциклопедия». http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/GNESINI.html (Дата обращения: 08.02 2015г.)

Опубликовано: 24.09.2015