Взаимосвязь искусства и экологической культуры

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Емельяненко Татьяна Александровна

Организация: ГБПОУ «Самарское художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина»

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной, отношение человека к миру. Известно, что многие территории по причине деятельности человека оказались загрязненными и это сказывается на здоровье населения. Неразумное отношение к природе, ее ресурсам, неправильное понимание своего места и положения во Вселенной грозят человечеству деградацией и вымиранием. Поэтому в настоящий момент проблема «правильного» восприятие природы, как и «экологической культуры» весьма актуальны. Великий педагог Ян Амос Коменский считал необходимым воспитание у детей любви к людям и природе. Одним из первых кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский.

Разберемся в сущности экологической культуры.

Слово «культура» происходит от латинского глагола «colo», «colere», что первоначально означало «возделывание почвы». Позднее оно стало пониматься как «почитание богов», что подтверждает доставшееся нам в наследство слово «культ». И действительно, на протяжении длительного времени, «культура» была неразрывно связана с духовными ценностями, религией, и т.п. Позже понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, т.е. язык, письменность, живопись, архитектура, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ создает свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как жизнь, смерть, человек, Бог, мир и др., у всех людей одинаковы, но, что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. И каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием.

Культура на всех стадиях ее развития выполняла функцию взаимодействия общества с природой. Почему же экологическая культура так важна?

Слово "экология" - слово греческого происхождения: «oikos» - дом, жилище, родина, «logos» - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает «учение о доме». Экология, как наука, возникла в конце ХIХ в., но по-настоящему актуальное значение приобрела в середине ХХ столетия.

Опираясь на определение культуры, ученые функцию экологической культуры видят в обеспечении соответствия социальной деятельности требованиям жизнепригодности природной среды.

 Культура экологическая – это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле. Человек - явление одновременно природное и общественное. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. И лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.

Сейчас происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую. Смысл этого перехода заключается в  выработке и использовании нового пути гармонизации жизни – социальной и биологической, через совершенствование связей между явлениями.

Экологическая культура – это не только современная стадия развития культуры, это культура, складывающаяся под влиянием экологического кризиса. Хотя в  широком смысле, экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на всем протяжении истории человечества и это подтверждает анализ прошлого.

Общество всегда, так или иначе, реагировало на изменения природных условий и факторов, оно создало новые формы экологической культуры, изобрело новые технологии. Люди вырабатывали новые формы взаимоотношения с природой и между собой. Общество формировало культуру и нравственность, необходимые для сохранения своего стабильного существования. В культуре настоящего времени определились два основных направления – на обособление общества от природы и на сближение, взаимное приспособление или коадаптацию общества и природы. Второе предполагает вдумчивое ответственное отношение к себе, к своему месту в мире – и природном, и социальном. Весь мир признает, что степень развития нравственной жизни, глубина духовных исканий в культуре уникальны. Перед нами стоит задача не утратить, развить эту уникальность.

Можно  сказать, что до появления человека и его деятельного отношения к природе существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения равновесия. Люди осваивали природу в процессе трудовой деятельности,  не всегда учитывали необходимость уважения закономерностей, господствующих в биосфере. Человек своей деятельностью нарушал уравновешенность процессов в природной среде. Стремясь к комфорту, люди разрушали свое здоровье – и физическое, и духовное.

С увеличением числа жителей на Земле, развитием производительных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом, деградация природной среды достигает опасного для самого существования людей размера. Следствие эксплуататорского отношения человека к природе - экологический кризис, который может перерасти в экологическую катастрофу. Человек XXI века начинает осознавать необходимость перемен. Среди ученых и политиков зреет убежденность в этом, находит отражение в общественном мнении, в международных документах, в реальной жизни. Понятия "экология" и "культура" становятся ключевыми и помогают осмыслить ход истории и место человека в природе.

Поэтому в современных условиях важна реализация непрерывного экологического образования. Его реализация предполагает воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и тогда эти требования превратятся в норму поведения каждого человека.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

В системе подготовки молодого поколения к ответственному отношению к природным ресурсам, рациональному природопользованию, важное место занимают ступени обучения: дошкольное образовательная организация – общеобразовательная организация – профессиональная образовательная организация. Именно в них происходит обогащение человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомство его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Основу для формирования экологической культуры, развития ответственного отношения к природе, составляет содержание занятий в дошкольных учреждениях, в начальной школе, которые несут информацию о жизни природы, о взаимодействии человека с природой. Происходит раскрытие связей между живой и неживой природой, между растениями и животными. Например, содержание предметов: язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.

В образовательных организациях происходит воспитание трудолюбия, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств. Изучая вопросы, связанные с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, обучающиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед ним постепенно. Нельзя не отметить влияние на формирование отношений «человек – природа» средств массовой информации, среды в которой воспитывается ребенок, обстановки, в которой работает сотрудник и др.        

Известно, что произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, ароматов, форм, звуков, служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Восприятие произведений искусств способствует усвоению этических норм отношений с живыми существами: милосердие, уважение, помощь, сочувствие, сотрудничество; формированию навыков этической оценки прекрасного и безобразного в отношении к живой природе и человеку. Особенно актуально и результативно привлечение произведений искусства, как средства экологического воспитания в художественных образовательных учреждениях.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение учащимися знаний о природе, о ее ценностях, об экологических проблемах и путях их решения на работе, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения). Эта задача решается, в том числе, в процессе самообразования, на занятиях кружка или экологического клуба, на различных внеклассных мероприятиях (в том числе, в ходе посещения выставок, экскурсий, театров, кино).

Естественно, успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива образовательной организации (будь то, школа, училище, или институт) в реализации экологически направленной деятельности учащихся.

Современное экологическое образование должно быть нацелено на формирование экологического сознания, способа мышления, деятельности, ориентированной на гармонизацию состояния биосферы и отдельных ее экосистем; экологической культуры, обеспечивающей развитие природосберегающих технологий, доминирование экогуманистических ценностей и идеалов, права человека на благоприятную окружающую среду и информацию о ней.

 Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Целенаправленное использование всего потенциала искусства: музыка, живопись, театр, кино, народное творчество и т.д., способствует формированию экологически культурной личности.

 

  1. http://www.e-ng.ru/
  2. http://spb-tei.ru/
  3. http://www.studentu.ru 
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki
Опубликовано: 23.09.2015