Некоторые аспекты проектирования компетентностно-ориентированного учебного занятия выпускника колледжа

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Сизоненко Людмила Николаевна

Организация: ФГБОУ МГТУ им. Г.И. Носова

Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск

Переход на компетентностно-ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить противоречия между требованиями к его качеству, предъявляемые государством, обществом, работодателем, а также формирующимися рынками труда, и его актуальными образовательными результатами.

Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Профессия имеет большое значение для социального становления личности. Однако, у значительной части молодёжи отмечают наличие пассивного, или даже отрицательного отношения к проблеме выбора профессии, а также практически полное отсутствие опыта самостоятельного решения жизненных проблем. Особенностью современного профессионального образования в последние годы являлась ориентация молодежи на модные и престижные специальности. При анкетировании студентов первых-вторых курсов колледжа были получены данные о том, что более 34% студентов выбрали изучаемую профессию по принципу «престижности». Проблема профессионального самоопределения личности актуальна. Решить ее без активного участия самого студента нельзя.

Именно поэтому, в центре профессионального образования должно стоять представление о личности как о цели и факторе образовательного процесса, об особой природе и механизмах формирования данной потребности личности в процессе обучения. Не формирование личности с

заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса должно стать определяющим замыслом образовательного процесса.

Прогнозирование является предпосылкой целеполагания, планирования и управления образовательным процессом и, кроме того, помогает вырабатывать рекомендации по повышению объективности, а, следовательно, повышению качества целей, планирования, решений.

В качестве основных принципов прогнозирования можно рассматривать: единство аналитической и прогностической деятельности; необходимость систематической прогностической деятельности; учёт взаимосвязи предмета прогностической деятельности с другими сферами; взаимодействие содержания методики обучения с процессом планирования в профессиональном образовании. В качестве основных принципов прогнозирования можно рассматривать: единство аналитической и прогностической деятельности; необходимость систематической прогностической деятельности; учёт взаимосвязи предмета прогностической деятельности с другими сферами; взаимодействие содержания методики обучения с процессом планирования в профессиональном образовании.

Главная задача преподавателя продумать и организовать активную работу студентов, без самостоятельной, осознанной, мотивированной деятельности которых не может быть процесса усвоения, занятие просто превращается в процесс информирования. От того, насколько четко преподаватель определит, какие компетентности будут формироваться при изучении данной темы, зависят цели конкретного урока, организация учебной деятельности.

Проектирование занятия в компетентностном подходе предполагает:

1) формулирование целей обучения и воспитания соответствующие готовности выпускника продемонстрировать полученные знания и умения;

2) отбор содержания обучения и воспитания;

3) выбор воспитательных и дидактических процессов;

4) выбор организационных форм обучения и материально-технического и методического обеспечения.

Остановимся на алгоритме построения учебного занятия в системе компетентностного образования, который включает в себя вышеназванные категории.

1. Цели. Цель компетентностного образования - найти, поддержать, развить «человека в человеке», заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития.

Обучающийся участвует в постановке цели, а, следовательно, преподаватель должен организовать ситуацию формулирования, понимания и принятия им цели как собственной учебной задачи.

2. Содержание. Особенностью содержания является то, что в центр образовательного процесса, организуемого педагогом, поставлен активный, динамичный, целостный субъектный опыт студентов. Составляющими этого опыта, в зависимости от содержания конкретных дидактических разработок, являются интеллектуально-познавательный поиск, коммуникативно-диалоговый, моделирующий, эмоционально-личностный.

При этом, важным становится то обстоятельство, что содержанием образования являются различные виды опыта, а личностный складывается из опыта выполнения и проявления личностных функций: одно и то же учебное занятие даёт каждому студенту свой опыт. Источником данного опыта может быть всё, что затрагивает потребностную сферу личности, что способно поколебать целостность личностного мировосприятия, иерархию смыслов. Это – личность педагога, материал, задача, сложившиеся отношения.

3. Формы организации. Единицей управления в образовательном процессе является образовательная ситуация с различными формами взаимодействия между всеми участниками. Построение форм сотрудничества с позиций теории компетенций происходит в трёх направлениях:

а) построение учебного сотрудничества с педагогом, что требует создания таких условий, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и побуждают к поиску новых способов взаимодействия;

б) построение сотрудничества со сверстниками;

в) построение сотрудничества с самим собой.

Развитие форм учебного сотрудничества начинается с готовности студента быть обучаемым, включенным в новые формы сотрудничества с педагогом, проходит через инициативные действия группы совместно работающих учащихся, через индивидуальную учебную инициативу, затем к освоению позиции педагога и самого себя.

Для организации компетентностного образовательного процесса по дисциплине, его содержание локализуется для каждого студента. Локализованный вопрос предназначен для индивидуального исследования студентом и является вопросом его предметной специализации. Находясь в ситуации выбора, студент критически исследует различные варианты, теории, устанавливает связи с другими вопросами, с другими дисциплинами, работами других студентов. Остальные вопросы программы изучаются традиционным способом. Возникают высокие локальные уровни познания вопроса программы, что позволяет студенту проводить локальное консультирование, ассистирование на практических занятиях, локальное микропреподавание. Лучшие проекты представлены в студенческой лаборатории «передового педагогического студенческого опыта».

При этом обучение организовано таким образом, чтобы имело место опережающее лекцию, практическое занятие по вопросу предметной специализации студента. Предворяющее лекцию изучение вопроса позволяет студенту принимать более активное участие в лекции. В этом случае ему присваивается статус обучающего, который связан с определёнными функциями, обязанностями и правилами, требует высокого уровня подготовки.

4. Методы обучения. Основной метод компетентностного образования – постепенно убывающая помощь студентам в овладении способами саморегуляции. В этой связи, акцент в методах обучения переносится с запоминания информации на переживание и изучение действительности, на применение присваиваемой культуры в решении личных проблем и текущих задач окружающей личной жизни студента.

Можно предположить, что результатом образования, организованного в условиях компетентностного занятия, будет являться не приобретение студентами конкретных знаний, умений, навыков, а появление новых образований, дающих личности возможность самовыражаться.

 

Литература

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
  2. Строкова, Т. А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. – № 6. – С. 9–16.
  3. Лебедев, О. Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. – № 6. – С. 10–17.
  4. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования. – М: Просвещение, 2010.
  5. http://do.gendocs.ru/docs/index-95028.html
Опубликовано: 23.09.2015