Развитие исследовательской деятельности дошкольников через декоративно-прикладное творчество

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Захарова Анастасия Павловна

Организация: МБДОУ № 264

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется, чтобы он вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Одной из важных видов деятельности в детском саду является познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в экспериментировании, поисковой активности ребенка. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответы на все интересующие его вопросы.

Декоративно-прикладное искусство служит результативным средством развития исследовательской деятельности дошкольников, так как исследовательская работа в области декоративно-прикладного искусства помогает решать многие задачи, помогает формировать художественно-эстетический вкус, развивать способности детей, их самостоятельность, творчество, активную работу в группах, креативность, кругозор.

Использование различных форм (игра, наблюдение, экспериментирование, развлечения, беседы и т.д.) и методов (игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные), помогает эффективно включить детей в исследовательскую деятельность.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации. Учебное исследование дошкольника, так же как и исследование, проведенное настоящим ученым, включает следующие основные этапы:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы);
  • поиск и предложение вариантов решения, сбор материала и обобщение;
  • защита проектов.

Очень важно правильно выбрать тему исследования, она должна быть оригинальной, интересной ребенку, выполнимой. Дети смотрят на незнакомый окружающий мир, выделяют значимые для них объекты. Что-то новое, необычное дает толчок мышлению, развитию любознательности, и это приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Все темы детских исследований объединены в 3 основные группы:

  1. Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
  2. Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
  3. Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Вызывают интерес у детей опыты – эксперименты, они словно фокусы. Только загадка фокуса остается неразгаданной, а все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты развивают мышление, логику, творчество ребенка. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?», «почему?».

Для работы по декоративно-прикладному творчеству можно использовать различные материалы: глину, ткани, соленое тесто, нитки, бумагу, природный и бросовый материал и т.д. выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно в увлекательной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративного искусства.

Виды ДПИ:

  • Батик;
  • Витраж;
  • Коллаж;
  • Папье-маше;
  • Глиняные игрушки;
  • Работа с соленым тестом;
  • Работа с природным и бросовым материалом и др.

Умения и навыки исследования, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности («Четвертый лишний», «Юные исследователи», «Посмотри на мир чужими глазами» и др.). Важным умением любого исследователя является умение задавать вопросы. Для развития этого умения применяются следующие упражнения: «Данетка», «Угадай, о чем спросили?», «Отгадай» и др.

Декоративно-прикладное творчество - это кладовая фантазии и игры воображения, помогает ввести почемучек в природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы. Поделки, созданные детьми из различных материалов, в большой мере удовлетворяют любознательности детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.

Список литературы:

  1. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
  2. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
  3. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - СПб., Питер, 2004.
  4. Тугушева Г.П.,Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
  5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
  6. Журнал Дошкольное воспитание №5, 2007.
Опубликовано: 19.09.2015