Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Сидорова Надежда Владимировна
Организация: МБУ ДО ЦДТ №1
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта одной из качественных характеристик выпускника является способность активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества, развитие которой возможно в ходе инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе прикладных учебных задач. Эффективное решение данной проблемы возможно в процессе приобщения детей к творчеству в рамках дополнительного образования. В связи с этим дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кружевница» представляется актуальной.
Программа разработана в соответствии с типовой программой по предмету технология. Образовательная область программы – искусство, технология. Направленность деятельности – художественная. Уровень освоения программы: на первом году обучения – общекультурный, на втором году обучения — углубленный.
Программа предназначена для обучающихся 7-12 лет, рассчитана на два года обучения: первый год – 144 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа), второй год обучения - 216часов (занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа).
Назначение данной программы состоит в следующем: познакомить детей с творчеством, дать определенные знания, умения и навыки в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности декоративно-прикладного искусства, по таким направлениям, как макраме, бисероплетение, вязание крючком, вышивка.
Актуальность. Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественно-эстетического образования обучающихся, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Эффективное решение данной проблемы возможно в процессе приобщения детей к творчеству в рамках дополнительного образования. Программа основана на опыте педагога-практика, учитывает запросы родителей и интересы детей.
Актуальность заключается в выборе новых практических и современных материалов для работы, которые доступны, удобны в обработке и оригинальны.
На своих занятиях в УДО педагог стремится совместить труд и игру, труд и творчество. Значение этого возрастает вдвойне оттого, что для ребенка возможность создать зримый образ из лоскутов ткани, ниток, бисера своими руками кажется чудом, о котором он долго будет помнить.
Приобщая детей к сотворению чуда, взрослые не только передают им свое мастерство и опыт, но и формируют их духовный и эмоциональный мир. Человек, знающий радость творческого труда, умеющий видеть красоту и гармонию в привычных вещах, намного счастливее того, перед кем мир предстает серым и однообразным.
Приоритетом в объединении служит решение предметно-практических задач, направленных на формирование ЗУН по четырем вышеперечисленным направлениям декоративно-прикладного творчества. Основной вид деятельности - обучение с решением воспитательных задач. Результатами работы объединения являются ЗУН детей по предмету, которые соответствуют программным требованиям.
Новизна данной программы заключена в ее содержании, которое нацелено на развитие и воспитание художественной культуры, на развитие интереса к народному творчеству и прикладному искусству. В течение года обучающиеся осваивают техники плетения – макраме, бисероплетение, вязание крючком, вышивание. Это позволяет разнообразить учебный процесс и расширить кругозор.
Заинтересовав детей и развив любовь к прикладному творчеству, получив определенные ЗУН, можно считать частично выполненными задачи трудового обучения и эстетического воспитания.
Новизна программы заключается также в новых формах, методах и приемах работы. В организации и проведении занятий используются игры, беседы, практические занятия, экскурсии.
Дополнительность программы заключается в том, что она отвечает интересам детей, способствует углублению знаний, умений и навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства и технологии. Работа объединения является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые со школой воспитательные задачи.
Цель программы: Гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования, развитие его художественно-творческих умений, нравственное становление.
Задачи программы 1 года обучения
Обучающие:
1.Познакомить детей с искусством макраме, бисероплетения, вязания крючком, вышивания, дать специальные знания о предмете, средствах и процессах труда.
2.Обучить основным узлам и приемам макраме (витая цепочка, квадратный узел, репсовый); способам бисероплетения (параллельное низание на проволоке и леске, низание «в крест», оплетение бусины); основным элементам вязания крючком и вышивания.
3.Научить способам изготовления простейших изделий, их оформления и применения в быту.
4.Сформировать знания изобразительного характера: дать понятие о цвете, цветовых сочетаниях и форме изделия.
5.Научить обращению с колющими и режущими инструментами (ножницы, иголка, крючок).
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, мышление, воображение.
2.Расширять кругозор, развивать познавательный интерес.
3.Развивать художественный вкус, творческое отношение к выполняемой работе.
Воспитывающие:
1.Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, бережное обращение с инструментами и приспособлениями.
2.Воспитывать привычку доводить начатое дело до конца, умение работать в коллективе.
Задачи программы 2 года обучения
Обучающие:
1.Закрепить и углубить знания о свойствах нитей, бисера, пряжи.
2.Совершенствовать знания технологии изготовления изделий.
3.Обучить новым узлам и узорам в макраме (фриволите, капуцин, «ягодка», «шахматка»); в бисероплетении (низание полотна «в крест», четырёхгранного жгута, «сетки»; освоение техники французского плетения, ткачества на рамке); владеть приёмами вязания столбиков без накида, столбиков с накидом; знать и уметь выполнять швы крестом, контурной гладью, «в прикреп».
4.Научить детей самостоятельно применять полученные знания, проявлять индивидуальный и творческий подход к работе.
5.Совершенствовать знания изобразительного характера: понимание формы изделия, ритма декоративных элементов, гармоничности цветовых отношений.
Развивающие:
1.Развивать творческие способности и познавательный интерес обучающихся (творческое воображение, смекалку, самостоятельность, наблюдательность и т.д.).
2.Развивать навыки культуры труда: рационально планировать работу и организовывать свое рабочее место; выполнять работу качественно и в срок; работать аккуратно, красиво, ритмично; своевременно контролировать свою работу; анализировать результаты своей работы и работы товарищей, предупреждать и исправлять недочеты.
3.Развивать навыки соблюдения безопасного труда.
Воспитывающие:
1.Воспитывать положительное, сознательное и творческое отношение к труду.
2.Воспитывать навыки культурного поведения в обществе и нравственные качества обучающихся.
Краткая характеристика курса программы
Содержание первого года обучения:
1. Азбука макраме.
2. Азбука бисероплетения.
3. Азбука вязания крючком.
4. Азбука вышивания.
В блоке «Азбука макраме» обучающиеся осваивают основные узлы и приёмы макраме, учатся выполнять несложные изделия по образцу или используя технологические карты. Дети получают элементарное образование по мастерству рукоделия.
В блоке «Бисероплетение» изучаются приёмы работы на проволоке и леске в технике параллельного низания, «в крест», оплетения бусины, предлагается сплести простые изделия по схемам и образцам.
Изучая программный блок «Азбука вязания крючком», дети осваивают прём вязания воздушных цепочек и выполняют из них панно и картину.
В блоке «Вышивание» учащиеся изучают простейшие швы и при помощи них вышивают салфетку.
Содержание второго года обучения:
1. Макраме.
2. Бисероплетение.
3. Вязание крючком.
4. Вышивание.
На втором году обучения происходит углубление и расширение знаний и возможностей.
В блоке «Макраме» дети закрепляют умения и навыки выполнения основных узлов и узоров макраме, знакомятся с новыми приёмами плетения, выполняют брошь, панно и подставку под горячее.
Блок «Бисероплетение» предоставляет обучающимся для изучения такие техники, как четырёхгранный жгут, «сетка», французское плетение и др. Многообразие предлагаемых поделок позволит проявить творческий подход и фантазию в выборе материалов для работы.
Новые приёмы вязания и вышивания позволят детям выполнить более сложные изделия.
Обучающиеся, хорошо освоившие технические приёмы ручной работы декоративно-прикладного творчества, смогут с успехом принять участие в выставках и конкурсах.
Учебный план первого года обучения
№ занят. |
№ блока |
Наименование блока |
Всего часов |
Учеб. часы |
Резерв. часы |
Контрол часы |
1 |
|
Введение. Распорядок занятий. Инструменты и материалы. Техника безопасности. |
2 |
2 |
|
|
2-13 |
1 |
Азбука макраме |
24 |
21 |
2 |
1 |
14-53 |
2 |
Азбука бисероплетения |
80 |
70 |
4 |
6 |
54-63 |
3 |
Азбука вязания крючком |
20 |
17 |
1 |
2 |
64-71 |
4 |
Азбука вышивания |
16 |
14 |
1 |
1 |
72 |
|
Итоговое занятие |
2 |
1 |
|
1 |
|
|
Итого |
144 |
125 |
8 |
11 |
Учебный план второго года обучения
№ занят. |
№ блока |
Наименование блока |
Всего часов |
Учеб. часы |
Резерв. часы |
Контрол. часы |
1 |
|
Введение. Распорядок занятий. Инструменты и материалы. Техника безопасности. |
2 |
2 |
|
|
2-14 |
1 |
Макраме |
26
|
22
|
3 |
1 |
15-79 |
2 |
Бисероплетение |
130 |
116 |
7 |
7 |
80-90 |
3 |
Вязание крючком |
22 |
19 |
2 |
1 |
91-107 |
4 |
Вышивание |
34 |
31 |
2 |
1 |
108 |
|
Итоговое занятие |
2 |
1 |
|
1 |
|
|
Итого |
216 |
191 |
14 |
11 |
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является декоративно-прикладное искусство.
Литература
1. Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - Москва: Просвещение, 1986. - 142 с.
2. Донна ДеАнджелис Дикт, «Цветы из бисера в вашем доме», М.: Мартин, 2012.
3. Ляукина М., «Бисер», АСТ-Пресс, М., 2010.
4. Лук А.Н., «Психология творчества», - М., 1978. 8. Н. Ликсо, «Подарочные яйца из бисера», Харвест, Минск, 2011.
5. Максимова М., Кузьмина М., «Вышивание крестом», Эксмо, М.,2012.
6. Максимова М., Кузьмина М., «Быстрый крючок», ЭКСМО-Пресс, М., 2010.
7. Максимова М., Кузьмина М., «Вышивка. Первые шаги», ЭКСМО-Пресс, М.,2010.
8. Максимова М., Кузьмина М., «Послушные узелки», ЭКСМО-Пресс, М., 2010.
9. Пицык А., «Макраме», Мир книги, М., 2010.
10. Ращупкина С., «Макраме для начинающих. Лучшие и оригинальные модели», Рипол классик, М., 2011.
11. Соколовская М., «Макраме», Эксмо, М., 2011.
12. Шнуровозова Т., «Фигурки их бисера», Рипол классик, М., 2011.
13. Журналы по рукоделию: «Валя-Валентина», «Бисероплетение», «Ручной труд», «Макраме» и др.
- fenechku-vce.besaba.com;
- podelkihandmade.ru;
- mirbisera.com;
- labirint.ru;
- onlybiser.ru;
- biserok. org;
- tvorim.sami.ru;
- biser.info;
- blondesearch.ru.