Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Сидорова Надежда Владимировна

Организация: МБУ ДО ЦДТ №1

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта одной из качественных характеристик выпускника является способность активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества, развитие которой возможно в ходе инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе прикладных учебных задач. Эффективное решение данной проблемы возможно в процессе приобщения детей к творчеству в рамках дополнительного образования. В связи с этим дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кружевница» представляется актуальной.

Программа разработана в соответствии с типовой программой по предмету технология. Образовательная область программы искусство, технология. Направленность деятельности – художественная. Уровень освоения программы: на первом году обучения – общекультурный, на втором году обучения — углубленный.

Программа предназначена для обучающихся 7-12 лет, рассчитана на два года обучения: первый год – 144 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа), второй год обучения - 216часов (занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа).

Назначение данной программы состоит в следующем: познакомить детей с творчеством, дать определенные знания, умения и навыки в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности декоративно-прикладного искусства, по таким направлениям, как макраме, бисероплетение, вязание крючком, вышивка.

Актуальность. Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественно-эстетического образования обучающихся, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Эффективное решение данной проблемы возможно в процессе приобщения детей к творчеству в рамках дополнительного образования. Программа основана на опыте педагога-практика, учитывает запросы родителей и интересы детей.

Актуальность заключается в выборе новых практических и современных материалов для работы, которые доступны, удобны в обработке и оригинальны.

На своих занятиях в УДО педагог стремится совместить труд и игру, труд и творчество. Значение этого возрастает вдвойне оттого, что для ребенка возможность создать зримый образ из лоскутов ткани, ниток, бисера своими руками кажется чудом, о котором он долго будет помнить.

Приобщая детей к сотворению чуда, взрослые не только передают им свое мастерство и опыт, но и формируют их духовный и эмоциональный мир. Человек, знающий радость творческого труда, умеющий видеть красоту и гармонию в привычных вещах, намного счастливее того, перед кем мир предстает серым и однообразным.

Приоритетом в объединении служит решение предметно-практических задач, направленных на формирование ЗУН по четырем вышеперечисленным направлениям декоративно-прикладного творчества. Основной вид деятельности - обучение с решением воспитательных задач. Результатами работы объединения являются ЗУН детей по предмету, которые соответствуют программным требованиям.

Новизна данной программы заключена в ее содержании, которое нацелено на развитие и воспитание художественной культуры, на развитие интереса к народному творчеству и прикладному искусству. В течение года обучающиеся осваивают техники плетения – макраме, бисероплетение, вязание крючком, вышивание. Это позволяет разнообразить учебный процесс и расширить кругозор.

Заинтересовав детей и развив любовь к прикладному творчеству, получив определенные ЗУН, можно считать частично выполненными задачи трудового обучения и эстетического воспитания.

Новизна программы заключается также в новых формах, методах и приемах работы. В организации и проведении занятий используются игры, беседы, практические занятия, экскурсии.

Дополнительность программы заключается в том, что она отвечает интересам детей, способствует углублению знаний, умений и навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства и технологии. Работа объединения является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые со школой воспитательные задачи.

 

Цель программы: Гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования, развитие его художественно-творческих умений, нравственное становление.

 

Задачи программы 1 года обучения

Обучающие:

1.Познакомить детей с искусством макраме, бисероплетения, вязания крючком, вышивания, дать специальные знания о предмете, средствах и процессах труда.

2.Обучить основным узлам и приемам макраме (витая цепочка, квадратный узел, репсовый); способам бисероплетения (параллельное низание на проволоке и леске, низание «в крест», оплетение бусины); основным элементам вязания крючком и вышивания.

3.Научить способам изготовления простейших изделий, их оформления и применения в быту.

4.Сформировать знания изобразительного характера: дать понятие о цвете, цветовых сочетаниях и форме изделия.

5.Научить обращению с колющими и режущими инструментами (ножницы, иголка, крючок).

Развивающие:

1.Развивать внимание, память, мышление, воображение.

2.Расширять кругозор, развивать познавательный интерес.

3.Развивать художественный вкус, творческое отношение к выполняемой работе.

Воспитывающие:

1.Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, бережное обращение с инструментами и приспособлениями.

2.Воспитывать привычку доводить начатое дело до конца, умение работать в коллективе.

Задачи программы 2 года обучения

Обучающие:

1.Закрепить и углубить знания о свойствах нитей, бисера, пряжи.

2.Совершенствовать знания технологии изготовления изделий.

3.Обучить новым узлам и узорам в макраме (фриволите, капуцин, «ягодка», «шахматка»); в бисероплетении (низание полотна «в крест», четырёхгранного жгута, «сетки»; освоение техники французского плетения, ткачества на рамке); владеть приёмами вязания столбиков без накида, столбиков с накидом; знать и уметь выполнять швы крестом, контурной гладью, «в прикреп».

4.Научить детей самостоятельно применять полученные знания, проявлять индивидуальный и творческий подход к работе.

5.Совершенствовать знания изобразительного  характера: понимание формы изделия, ритма декоративных элементов, гармоничности цветовых отношений.

Развивающие:

1.Развивать творческие способности и познавательный интерес обучающихся (творческое воображение, смекалку, самостоятельность, наблюдательность и т.д.).

2.Развивать навыки культуры труда: рационально планировать работу и организовывать свое рабочее место; выполнять работу качественно и в срок; работать аккуратно, красиво, ритмично; своевременно контролировать свою работу; анализировать результаты своей работы и работы товарищей, предупреждать и исправлять недочеты.

3.Развивать навыки соблюдения безопасного труда.

Воспитывающие:

1.Воспитывать положительное, сознательное и творческое отношение к труду.

2.Воспитывать навыки культурного поведения в обществе и нравственные качества обучающихся.

 

Краткая характеристика курса программы

Содержание первого года обучения:

1. Азбука макраме.

2. Азбука бисероплетения.

3. Азбука вязания крючком.

4. Азбука вышивания.

В блоке «Азбука макраме» обучающиеся осваивают основные узлы и приёмы макраме, учатся выполнять несложные изделия по образцу или используя технологические карты. Дети получают элементарное образование по мастерству рукоделия.

В блоке «Бисероплетение» изучаются приёмы работы на проволоке и леске в технике параллельного низания, «в крест», оплетения бусины, предлагается сплести простые изделия по схемам и образцам.

Изучая программный блок «Азбука вязания крючком», дети осваивают  прём вязания воздушных цепочек и выполняют из них панно и картину.

В блоке «Вышивание» учащиеся изучают простейшие швы и при помощи них вышивают салфетку.

Содержание второго года обучения:

1. Макраме.

2. Бисероплетение.

3. Вязание крючком.

4. Вышивание.

На втором году обучения происходит углубление и расширение знаний и возможностей.

В блоке «Макраме» дети закрепляют умения и навыки выполнения основных узлов и узоров макраме, знакомятся с новыми приёмами плетения, выполняют брошь, панно и подставку под горячее.

Блок «Бисероплетение» предоставляет обучающимся для изучения такие техники,  как четырёхгранный жгут, «сетка», французское плетение и др. Многообразие предлагаемых поделок позволит проявить творческий подход и фантазию в выборе материалов для работы.

Новые приёмы вязания и вышивания позволят детям выполнить более сложные изделия.

Обучающиеся, хорошо освоившие технические приёмы ручной работы декоративно-прикладного творчества, смогут с успехом принять участие в выставках и конкурсах. 

 

Учебный план первого года обучения

 

№ занят.

№ блока

Наименование блока

Всего часов

Учеб.

часы

Резерв. часы

Контрол

часы

1

 

Введение. Распорядок занятий. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

2

2

 

 

2-13

1

Азбука макраме

24

21

2

1

14-53

2

Азбука бисероплетения

80

70

4

6

54-63

3

Азбука вязания крючком

20

17

1

2

64-71

4

Азбука вышивания

16

14

1

1

72

 

Итоговое занятие

2

1

 

1

 

 

Итого

144

125

8

11

 

Учебный план второго года обучения

№ занят.

№ блока

Наименование блока

Всего часов

Учеб.

часы

Резерв. часы

Контрол.

часы

1

 

Введение. Распорядок занятий. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

2

2

 

 

2-14

1

Макраме

26

 

22

 

3

1

15-79

2

Бисероплетение

130

116

7

7

80-90

3

Вязание крючком

22

19

2

1

91-107

4

Вышивание

34

31

2

1

108

 

Итоговое занятие

2

1

 

1

 

 

Итого

216

191

14

11

 

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,  оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является декоративно-прикладное искусство.

 

Литература

1. Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - Москва: Просвещение, 1986. - 142 с.

2. Донна ДеАнджелис Дикт, «Цветы из бисера в вашем доме»,  М.: Мартин, 2012.

3. Ляукина М., «Бисер», АСТ-Пресс, М., 2010.

4. Лук А.Н., «Психология творчества»,  - М., 1978. 8. Н. Ликсо, «Подарочные яйца из бисера», Харвест, Минск, 2011.

5. Максимова М., Кузьмина М., «Вышивание крестом», Эксмо, М.,2012.

6. Максимова М., Кузьмина М., «Быстрый крючок», ЭКСМО-Пресс, М., 2010.

7. Максимова М., Кузьмина М., «Вышивка. Первые шаги», ЭКСМО-Пресс, М.,2010.

8. Максимова М., Кузьмина М., «Послушные узелки», ЭКСМО-Пресс, М., 2010.

9. Пицык А., «Макраме», Мир книги, М., 2010.

10. Ращупкина С., «Макраме для начинающих. Лучшие и оригинальные модели», Рипол классик, М., 2011.

11. Соколовская М., «Макраме», Эксмо, М., 2011.

12. Шнуровозова Т.,  «Фигурки их бисера», Рипол классик, М., 2011.

13. Журналы по рукоделию: «Валя-Валентина», «Бисероплетение», «Ручной труд», «Макраме» и др.

  • fenechku-vce.besaba.com;
  • podelkihandmade.ru;
  • mirbisera.com;
  • labirint.ru;
  • onlybiser.ru;
  • biserok. org;
  •  tvorim.sami.ru;
  • biser.info;
  • blondesearch.ru.
Опубликовано: 18.09.2015