Воспитание детей в духе патриотизма

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Исаева Галина Николаевна

Организация: МБУ ДО ЦДТ №1

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Патриотическое воспитание детей невозможно в разрыве с такими учреждениями, как музеи, центры творчества. Общеобразовательные школы, взаимодействуя с ними в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщают детей к культурному и историческому наследию своей страны.

К мероприятиям направленным на патриотическое воспитание молодежи следует отнести: выставки, проведение конкурсов, коллективно-творческие дела, фестивали творчества, посещение краеведческих, исторических и художественных музеев, благоустройство памятников истории, беседы.

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках современности предполагает подготовку молодого поколения к предстоящей ответственности за свое поведение и гражданскую позицию. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили серьёзную законодательную основу для организации деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Дети, воспитанные правильно и грамотно, свободно могут взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У них появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Дети становятся готовы к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране в целом.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует у детей культуру межличностного и межнационального взаимодействия, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, а также оно неразрывно связано с культурой межнациональных отношений. Культура межнациональных отношений и патриотизм между собой связаны теснейшим образом. Они определяют в педагогике «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность предано служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» (И.Ф.Харламов).

Патриотическое воспитание является не менее важным аспектом во всей воспитательной системе, так как готовит будущих защитников отечества. В рамках данного направления в детях воспитываются такие качества, как надежность и твердость характера. Усиление воспитательного потенциала образовательного процесса определено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р. Оно является одним из приоритетных направлений образования, которое призвано носить характер воспитывающего и развивающего обучения. Совместно с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751, обеспечивает реализацию целого ряда воспитательных задач.

Согласно существующим нормативным документам, целью патриотического воспитания детей является: привитие любви к Родине, формирование у них устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов. Реализация этой цели зависит от выполнения в той или иной мере конкретных задач, основными из которых в данный момент являются:

- привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям,

обычаям, культуре, религиям народов России;

- привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу;

- воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народов, интернациональное воспитание;

- привитие любви и уважения к русскому языку и другим языкам;

- физическое воспитание, организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;

- убеждение в необходимости для России мира и международного сотрудничества.

В моём объединении в преддверии важных для страны, нашего города праздников проходят беседы и мероприятия, посвящённые Дню Конституции, Дню Независимости, 23 февраля, 9 мая, Дню России и Дню города Ульяновска, Дню семьи и другим праздникам. Непосредственно, в моём объединении все эти даты освещаются в виде внеучебных мероприятий, открытых занятий, мастер-классов, с тематикой соответствующей проводимому событию. Также со своими воспитанниками принимаем участие в различных акциях, проводимых Центром творчества №1, посвященных гражданско-патиротической тематике. Например; в акции Милосердия: к дню пожилого человека, к дню детей с ограниченными возможностями здоровья, в акции «Бессмертный полк», в акция «Ветеран живёт рядом», участие в областном патриотическом Марафоне «70 добрых дел к 70-летию Победы».

В преддверии дня Победы проводятся встречи детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами, детьми войны, солдатами и офицерами Вооружённых Сил России.

Большое значение имеют уроки мужества на тему: «Пусть поколения помнят». В этом году в моём объединении было проведено мероприятие, посвящённое 70-летию Победы «Мы помним, мы гордимся». Мной была организована интересная и познавательная для детей младшего школьного возраста встреча с труженицей тыла Гордевой Е.Н., которая в этом году

отпраздновала свой 90-летний юбилей. А также, дети моего объединения очень активно принимали участие в многочисленных выставках посвящённых дню Победы. Они с любовью и большой аккуратностью изготавливали поделки и сувениры для участников и детей войны. При этом неоднократно проводились беседы на тему о войне, трудностях жизни на фронте и в тылу врага. Благодаря таким мероприятиям подрастающее поколение моего объединения, а также России знает, чтит, сохраняет и передаёт следующим поколениям историческое прошлое нашей страны, а значит, обогащается духовно. Главное чему я учу своих воспитанников, проводя такие мероприятия и беседы – это не быть равнодушными!

Но есть и не мало, проблем в патриотическом воспитании детей.

К основным проблемам патриотического воспитания в современном обществе относят:

- изменение ценностных ориентиров детей;

- снижающийся образовательный уровень.

В настоящее время, для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование в узкой специализации. Немаловажным фактором становится желание человека работать и всячески способствовать развитию своей страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык. Данная проблема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребёнке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности.

В современном обществе в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые ценности пока не выработаны. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает, как

условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив её развития в современном мире.

Можно сделать вывод: что обучающимся предоставлены возможности для реализации своих потребностей и интересов; что патриотические ценности в системе ценностных ориентаций современных детей занимают не лидирующие позиции. А патриотическое воспитание в основном сводится, к военно-патриотическому воспитанию, что не совсем правильно, так как патриотизм включает в себя изучение национальной литературы, музыки, спорта и других достижений своей страны. Использование современных подходов в процессе патриотического воспитания должны позволить детям по-новому взглянуть на свою страну, глубже осмыслить личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в укреплении и развитии Отечества.

 

Список литературы:

  1. Арябкина И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя//Педагогика искусства. 2010. №3. С. 79-87.
  2. Арябкина И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода. Теоретические аспекты. Монография.- М., 2010. – 184с. http://www.rg./2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  3. Федеральный закон 2 Об образовании в Российской Федерации № 283-ФЗ.
Опубликовано: 17.09.2015