Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Мещерякова Марина Николаевна
Организация: МБДОУ Детский сад «Радуга»
Населенный пункт: Республика Мордовия, г.Рузаевка
Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным
трудом.
Дефекты речи являются распространенным нарушением здоровья дошкольников, что
и в той или иной степени влияет на различные стороны жизни ребенка, отражается на его
деятельности, поведении, на физиологических функциях детского организма. С другой
стороны, у детей с дефектами речи диагностируются отклонения в физическом развитии,
преимущественно за счет дефицита массы и длины тела, а также задержка моторного
развития и созревания биоэлектрической активности головного мозга. Среди
дошкольников с речевыми нарушениями преобладают часто болеющие дети. У них
выявлено наличие сопутствующей патологии, в основном со стороны центральной
нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, ЛОР-органов.
Большинство детей с речевыми нарушениями имеет неблагоприятное течение адаптации и
нуждается в проведении специальных реабилитационных мероприятий (Гончарова О. В.,
1992).
Система оздоровительной работы с детьми имеющими речевые нарушения предполагает возможность использования на каждом занятии и во время других режимных моментов ,как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз, психогимнастика, физкультминутки, динамические паузы используются наряду с такими нетрадиционными методиками как, Су Джок терапия, самомассаж.
Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические
точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и
коррекции речевых нарушений. Су – кисть, Джок – стопа.
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно
просто неэффективно.
универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и
родители в домашних условиях.
Массаж при помощи Су-Джок шарики не только оказывает благотворное влияние на
весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует
мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных
анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного
мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так
необходимых для успешной подготовки детей в школе.
Элементы самомассажа лица и пальцев применяются с целью развития подвижности
артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа в
сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми
моментами позволяют организовать любые занятия, как весёлые эмоциональные
непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность
коррекционной работы на занятиях. Дети (без лишних усилий педагогов и родителей)
делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом
способствуют укреплению своего здоровья.
У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в развитии движений пальцев рук.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее
значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с
уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем
лучше развита речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи
способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от
монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает
психические развития.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики
и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи,
пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом
процессе неоценимы, поэтому я активно использую их на своих занятиях.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что
в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному
звукопроизношению.
Перечисленные здоровьесберегающие методы и приемы можно использовать в разных
частях занятия, физкультминутках, динамических паузах.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя логопедической группы становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной
помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей,
позволяют интереснее и разнообразнее организовывать деятельность детей.
Литература
1.Коленченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб . :КАРО,2001.
2. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М.; 1999.
3. Овчинникова Т.С. О состоянии системы здоровьесбережения в ДОУ компенсирующего вида. //Логопед в детском саду. -2007.-№10.