Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Мещерякова Марина Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад «Радуга»

Населенный пункт: Республика Мордовия, г.Рузаевка

Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего

общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать

полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным

трудом.

Дефекты речи являются распространенным нарушением здоровья дошкольников, что

и в той или иной степени влияет на различные стороны жизни ребенка, отражается на его

деятельности, поведении, на физиологических функциях детского организма. С другой

стороны, у детей с дефектами речи диагностируются отклонения в физическом развитии,

преимущественно за счет дефицита массы и длины тела, а также задержка моторного

развития и созревания биоэлектрической активности головного мозга. Среди

дошкольников с речевыми нарушениями преобладают часто болеющие дети. У них

выявлено наличие сопутствующей патологии, в основном со стороны центральной

нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, ЛОР-органов.

Большинство детей с речевыми нарушениями имеет неблагоприятное течение адаптации и

нуждается в проведении специальных реабилитационных мероприятий (Гончарова О. В.,

1992).

Система оздоровительной работы с детьми имеющими речевые нарушения предполагает возможность использования на каждом занятии и во время других режимных моментов ,как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз, психогимнастика, физкультминутки, динамические паузы используются наряду с такими нетрадиционными методиками как, Су Джок терапия, самомассаж.

Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические

точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и

коррекции речевых нарушений. Су – кисть, Джок – стопа.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно

просто неэффективно.

универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и

родители в домашних условиях.

Массаж при помощи Су-Джок шарики не только оказывает благотворное влияние на

весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует

мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных

анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного

мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так

необходимых для успешной подготовки детей в школе.

Элементы самомассажа лица и пальцев применяются с целью развития подвижности

артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа в

сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми

моментами позволяют организовать любые занятия, как весёлые эмоциональные

непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность

коррекционной работы на занятиях. Дети (без лишних усилий педагогов и родителей)

делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом

способствуют укреплению своего здоровья.

У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в развитии движений пальцев рук.

Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее

значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с

уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем

лучше развита речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи

способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от

монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает

психические развития.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики

и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи,

пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом

процессе неоценимы, поэтому я активно использую их на своих занятиях.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что

в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному

звукопроизношению.

Перечисленные здоровьесберегающие методы и приемы можно использовать в разных

частях занятия, физкультминутках, динамических паузах.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя логопедической группы становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной

помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей,

позволяют интереснее и разнообразнее организовывать деятельность детей.

 

Литература

1.Коленченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб . :КАРО,2001.

2. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М.; 1999.

3. Овчинникова Т.С. О состоянии системы здоровьесбережения в ДОУ компенсирующего вида. //Логопед в детском саду. -2007.-№10.

Опубликовано: 12.09.2015