Влияние семейного общения на развитие речи дошкольника

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Лашманкина Валентина Викторовна

Организация: МБДОУ ДС «Радуга»

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка

Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых. Развитие речи дошкольника в большей степени зависит от общего социокультурного уровня его окружения, от социальных обстоятельств развития ребёнка.

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик. Цель работы заключается в исследовании влияния семейного общения на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Гипотеза: предполагается, что в полных семьях дети развиваются в коммуникативном плане лучше, чем дети в неполных семьях. Объект исследования — процесс развития речи ребенка старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы оценить речь, дать правильный ответ на вопрос: «Как развивалась речь?», вовремя заметить те или иные нарушения речи, нужно четко представлять каждый этап речевого развития. Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова.

Речь как средство общения, возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру Для детей старшего дошкольного возраста характерен достаточно высокий уровень развития речи. В дошкольном детстве, естественно не заканчивается для ребенка процесс овладения речью.

Речь ребёнка в целом, конечно, не всегда бывает интересной; содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, умение выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения, будет продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни. Таким образом, приведенные выше данные могут использоваться как условный эталон возрастной нормы детской речи. Основное назначение условного эталона – соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данны-ми условного эталона нормы, что позволит установить стадию развития детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонен-тов языка

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей за-висимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. По мнению В.С Мухиной, подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплиниро-ванная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении. К.В.Бардин считает, что «если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть постав-лено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу семейных обязанностей». Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся, как на их общем развитии, так и на развитии речи в частности, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей. Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребенка в такой семье. Жизнь такого ребенка напоминает жизнь затравленного звереныша. Его еще неокрепшая психика попросту травмирована. Ни о каком развивающем влиянии родителей здесь не приходится говорить. Более того, в большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор. Следующим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии речи ребенка, является неполноценность об-щения (качественная сторона общения). Общение может быть продолжительным по времени, так что о дефиците говорить тут вроде бы не приходится, и в то же время до крайности обедненным. Обедненным либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу. Ин-теллектуальная обеднённость общения является обычно естественным следствием низкого уровня интеллектуальной жизни семьи. Качество общения напрямую зависит от образованности родителей. . Более того, в жизнь многих детей, начиная с первых лет жизни, прочно входят компьютер, телевизор. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Однако, это «безопасное» занятие таит в себе серьёзные опасности. И одно из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! Таковы основные неблагоприятные факторы влияния семейного общения на уровень развития речи детей.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол. 1994.
  2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  3. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. - 2006. - №3. - С. 36-38.
  4. Дудьев В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потен-циала дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2006. - №2. С. 22-37.
  5. Дубова Н.В. Роль общения для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. - 2006. - №4. - С. 52-54.
  6. Июдина Л.В. Особенности коммуникативной деятельности детей с об-щим недоразвитием речи // Логопед. - 2007. - №3. - С. 44-50.
  7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное посо-бие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
  8. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошколь-ников с ОНР. - СПб. - 2006.
  9. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1980.
Опубликовано: 10.09.2015