Растим будущих патриотов

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Голдобина Елена Николаевна

Организация: МБОУ «Паклинская ООШ», структурное подразделение «Детский сад»

Населенный пункт: Пермский край, д. Пермякова

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину» Д.С. Лихачев

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре. Всё это может дать мощный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

  • Воспитание любви и привязанности к семье, дому, детскому саду.
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  • Воспитание уважения к труду.
  • Развитие интереса к народным традициям и промыслам.
  • Расширение знаний о родном городе.
  • Знакомство детей с символикой государства.
  • Развитие чувства патриотизма.

В нашем детском саду систематически ведётся работа по нравственно- патриотическому воспитанию детей. Ряд воспитательных задач устремлен на достижение главной цели – воспитание патриотизма у детей, который проявляется в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, проявлять чувства сопричастности к окружающему миру.

Работа с детьми организуется на основе тематического планирования. Для его реализации используются разнообразные формы работы: образовательная деятельность, чтение литературных произведений, экскурсии и прогулки по деревне, встречи с интересными людьми. Взаимодействуя с другими специалистами детского сада, мы воздействуем на их эмоциональную сферу и оставляем в памяти глубокий след. Традиционно в детском саду проводятся народные и фольклорные праздники: Осенины, Масленица; государственные праздники: Новый год, День защитника Отечества, День знаний; международные праздники: День матери, 8 марта. В детском саду оформлены стенды «Россия», «Пермский край», «Город Оса», «Паклинское поселение», «Огонь друг- огонь враг…», «Правила дорожные детям знать положено!».

В центре по патриотическому воспитанию дети с удовольствием самостоятельно рассматривают книги, иллюстрации по теме, знакомятся с символикой родного города, края, страны, находят на глобусе или карте свою страну, город. Учитывая особенности дошкольного возраста, работа с детьми строилась в форме путешествий по родному городу, стране с помощью презентаций на разные темы: «Мой любимый город Оса», «В музее», «Моя малая Родина».

В игре формируются нравственно-патриотические чувства, они раскрываются и в сюжетно-ролевых играх: «Моряки», «Космонавты», и в дидактических играх – «Символика России», «Чья форма?», «Парад военной

техники и солдатиков», а также в подвижных играх «На посту», «Выполни задание», «Товарищи, командиры».

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают, конечно же, родители. Здесь используются различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др., организационные собрания). Совместное творчество родителей и детей является стимулом единения семьи. В разные сезонные периоды родители с детьми выполняют поделки из природного материала, изготавливают кормушки и скворечники, создают коллажи, аппликации. Для родителей были подготовлены консультации на тему: «Воспитание патриота и гражданина начинается в семье», «С чего начинается Родина? » и другие. Показывая детям пример достойного отношения к своей деревне, месту, где живешь, взрослые, тем самым, решали одну из главных задач патриотического воспитания дошкольников.

В преддверии юбилейного года «70 лет со Дня Победы» проблема патриотического воспитания актуальна как никогда. Все мы - наследники той героической славы, за которую отданы жизни миллионов людей. В памяти дошколят надолго остаются интересные и поучительные рассказы о нелегком военном времени. Мы планомерно формируют у детей представление о том, чем славен родной край. А славен он своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. И это преподносится в очень доступной для детей форме. Родина – это не просто жить и принадлежать определённому государству мира, нужно любить традиции, обычаи, знать культуру и искусство этой страны, беречь природу, памятники архитектуры, чтобы сохранить их для будущих поколений.

Я думаю, что каждый человек должен понять для себя, осознать, что для него есть Родина, в каком свете он её видит, и готов ли он на всё ради нее. Поэтому, становление человека как гражданина и патриота должно начинаться именно с детского сада.

Используемая литература:

  1. Н.Ф.Виноградова «Наша Родина», Москва, 1984г.
  2. А.Д.Жариков «Растите детей патриотами», Москва, 1980г.
  3. Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников», Москва, 1995г.
  4. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
  5. Е.К.Ривина «Государственная символика России».
  6. Р.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ»  (Патриотическое воспитание), Москва, 2007г.
  7. Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?», Москва, 2005г.
Опубликовано: 10.09.2015