Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста, как одно из условий развития речи детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Ефремова Нина Анатольевна

Организация: МАДОУ «Центр развития ребенка – ДС № 6»

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс.

Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:

  • четко произносили все звуки и слова;
  • говорили с ним, не торопясь;
  • следили за своим произношением.[6]

Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

  1. На первом году жизни происходит подготовка дыхательной системы к речевым навыкам, образуются голосовые недифференцированные шумы, ребенок «гулит», лепечет, подражая взрослым . Это происходит с 3 до 6 месяцев.
  2. В возрасте 6 месяцев образуются речевые звуки и происходит синтез слогов. На втором году жизни – речь начинает обогащаться словами, ребенок начинает произносить простейшие слова.
  3. На третьем году жизни словарного фонда ребенка составляет до 500 слов и больше; дети учатся говорить предложениями.
  4. На четвертом году жизни происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в предложениях достигает 9-10. Дети впервые начинают использовать придаточные предложения.
  5. На пятом году жизни происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов. Построение фраз становится более правильным и совершенным.[1]

Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Поэтому таким детишкам нужно помочь: побольше им рассказывать, побуждать их к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями. [3]

Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово.

Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым. Не все дети овладевают речью одинаково успешно. Часто наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения нужно отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, т.к. они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Природа заложила в ребенка потребность в движениях, в психомоторной активности. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать. [2]

Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном детстве, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а иногда даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда

родители должны обратить на это специальное внимание. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.

Что же могут сделать окружающие ребенка взрослые для успешного развития речи ?

  1. Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление "детского" языка навредит формированию "нормального" языка ребенка.
  2. Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.
  3. Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.
  4. Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: учите его слушать окружающие звуки и различать их: "Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики". Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.
  5. Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: "Дай", как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.
  6. Учите с ребенком стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.
  7. Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (белая, пушистая, смешная), что она делает (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.
  8. Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.
  9. Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык «для себя». Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам. Спрашивайте каждый раз: «Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?» Такие рассказы помогут ребенку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.[4]

В раннем возрасте маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях; результатом накопления опыта становятся сюжетно – отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью. Одним из определяющих факторов для полноценного разностороннего развития малышей является специально организованная среда для игр, отдыха и занятий. Предметно – развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально-

положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Групповое помещение – это место, в котором ребёнок проводит большую часть дня, поэтому анализируя программу раннего возраста размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, постарались создать оптимальные условия предметно - развивающей среды в группе для осуществления той или деятельности в разных образовательных областях.[3]

Каждая образовательная область имеет свои цели и задачи.

При организации предметно-развивающей среды мы опирались на следующие принципы:

  • разнообразие,
  • стабильность,
  • доступность,
  • эмоциональность,
  • гибкость.

В результате были обозначены следующие центры:

Для решения задач образовательных областей

«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в группе оборудован центр двигательной активности. Одной из основных потребностей ребёнка 2-3 лет является потребность в движении: мы совершенствуем умения в разных видах ходьбы, учим преодолевать небольшие препятствия, ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности, развиваем умение лазить, подлезать, перелезать, приседать. Для этого, в котором имеются всевозможные материалы и оборудование.

Область «Познавательное развитие» представляет:

Центр развивающих игр. В данном месте собранны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Частью центра является дидактический стол (пирамидки, вкладыши, горки для катания предметов) .

Песок –вода. Организуя игры с песком и водой мы знакомим детей не только со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные

представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребёнка. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» представляет:

Центр игровых двигательных модулей. Технические игрушки:машины, тележки, каталки (в них дети легко могут катать кукол, перевозить детали конструктора и т. д., коляски. Здесь же находятся машины, на которых малыши могут кататься сами – здесь чаще всего играют мальчики.

«Жилая комната». Для успешного развития ребёнка важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определёнными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражают взрослым. В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель : кухня, кровать, гардероб, гладильная доска и т. д. Игрушки: куклы, комплекты постельного белья, наборы одежды для кукол и т. д. Таким образом уже в этом возрасте мы используем гендерный подход.

Любования и ряженья перед зеркалом - необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого. Для этого у нас имеются фартучки, платочки, юбочки, шляпы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Центр изобразительной деятельности (свободно раскручивающий рулон бумаги, двусторонний мольберт для рисования, карандаши и т. д.)

Драматизации и театральной деятельности (пальчиковый театр- вязаный и сшитый, театр картинок - для фланелеграфа, театр сказок из кукол би-ба-бо, шапочки и костюмы для драматизации) .

Рядом с ним находится книжный уголок, который представляет образовательную область» Художественная литература». Дети очень любят рассматривать книги и большие и маленькие. Их у нас в достаточном количестве. Объясняем, как нужно смотреть книгу, перелистывать страницы. Они уже знают, что

нельзя сидеть или лежать с книгой на полу, что удобно смотреть за столом, так книги дольше сохранятся. Ну, а если где-то порвалась страничка, ремонтируем вместе.

Центр музыки представляет образовательную область «Музыка». Поскольку раннее детство - период благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создавать условия для экспериментирования ребёнка со звуками. В группе имеются музыкальные инструменты: бубен, барабан, колокольчики, дудочки, металлофон. Очень часто в группе у нас звучит музыка: народная, классическая, песни из мультфильмов, детские песни, сказки, колыбельные.[5]

Такая организация предметно-развивающей среды, является наиболее рациональной. Она учитывает основные направления развития ребёнка раннего возраста и способствует его благоприятному развитию.

Список использованных источников

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2000. - с.30.
  2. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Нисканен А.Г. - М.: Академия, 2002. - с.9 - 11.
  3. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. - М.: Владос, 2002.
  4. Смирнова, Е.О., Мещерякова, С.Ю., Ермолова, Т.В., Игры и игрушки для детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей) [Текст] / Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова. - М.: Изд-во МГППУ, 2004.
  5. Смирнова, Е.О. Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Изд-во МГППУ, 2004.
  6. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. - 1995. - № 3. - с.26 - 43
Опубликовано: 10.09.2015