Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Ульянова Светлана Андреевна

Организация: МБДОУ №385 «Сказка»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

В эпоху развития современных компьютерных технологий наши дети приобретают громадное количество информации. Они хотят как можно быстрее познать больше всего нового, развитие детей происходит намного быстрее, чем в прошлые десятилетия. С бурным движением вперёд математической науки, проникновением её в всевозможные области проблема обучения математике приобретает все большое значение. В нынешнем мире, а тем более в ближайшем будущем, математика в той или иной мере будет нужна огромному числу людей различных профессий. И задачи, которые стоят перед нами, педагогами дошкольного образования, существенно отличается от задач школьных преподавателей. Специфика нашей работы подразумевает не только формирование математических представлений, но и приобщению воспитанников к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения — дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Ведь всем известно, что математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким и сложным в понимании учебным предметом в школе. Многие дети испытывают за-труднения при усвоении математических знаний.

В своей практической деятельности мы пришли к выводу, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Ведущей деятельностью дошкольников считается игра и поэтому логично вводить элементы игры в непосредственно-образовательную

деятельность, так как в игре ненавязчиво и незаметно происходит обучение детей.

Так, например, можно предложить детям старшего дошкольного возраста игру «Умный магазин». Целью и задачами данной игры будут:

  • знакомить детей с измерениями с помощью физических упражнений шагов, прыжков на 2-х ногах, с понятиями «перемещение», «траектория движения»;
  • учить ориентироваться в пространстве с помощью понятий: вперёд, назад, вправо, влево;
  • закрепить знание детей цифр, их изображение, отсчёт предметов в пределах 20;
  • развивать творческую и двигательную активность, умение работать вместе, помогая товарищу.

До проведения игры необходимо провести предварительную работу, результатом которой станут вырезанные детьми смайлики – заменители денег. Для игры нам понадобятся: разного рода игрушки, кассовый аппарат, корзинки и тележки для удобства покупателей и смайлики.

Фрагмент игры:

Воспитатель:

— Ребята, у нас открывается супермаркет, в котором есть отдел игрушек, посуды, спортивных товаров, одежды и продуктов. Все товары можно купить на наши смайлики, но не всё так просто. Ребята, а кто знает, как и кто работает в магазине? (выслушивает ответы детей).

Воспитатель предлагает детям распределить роли: продавец, покупатели (если дети затрудняются, можно предложить сделать выбор с помощью считалочки)

— А теперь нам надо разделиться на 2 команды. Каждому будет выдано 10 смайликов, и вам на них нужно купить понравившийся товар, но сначала надо подумать, как до него добраться, сколько надо сделать шагов или прыжков — 1 шаг или прыжок — 1 смайлик. Если вы угадали правильно и

добрались до выбранного вами товара, то вы покупаете товар, а ваша команда получает выбранный вами товар. Продавец внимательно следит за вашими действиями и, если вы сделали неправильно, то он не продаст вам товар, а вам придётся обращаться за помощью к своей команде. Выигрывает та команда, которая купила больше товара (в ходе объяснения воспитатель показывает необходимые действия). Ребята, вам всё понятно? А раз понятно, магазин открывается. Первые покупатели появляются в нашем умном магазине! (дети с поддержкой своих команд начинают выполнять задание)

Когда все дети побывали в магазине, подсчитываются результат и объявляется команда-победительница.

В ходе проведения образовательной ситуации было выяснено, что проявления повышенного интереса воспитанников к математике успешно реализовалось.

На основе предложенного фрагмента можно разработать массу других игровых ситуаций, затрагивающих различные сферы нашей жизни.

В результате следует сделать вывод, что в математике заложены большие возможности общего развития ребенка: математические знания способствуют совершенствованию познавательных процессов, а также формированию целого ряда личностных качеств — активности, целенаправленности, организованности, способности самостоятельно думать и принимать решения.

Опубликовано: 10.09.2015