Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Никитина Ольга Николаевна

Организация: МБДОУ №42 «Аленький цветочек» ЗМР РТ

Населенный пункт: Республика Татарстан, Зеленодольский район, пгт. Нижние Вязовые

Я работаю по «Программе воспитания и развития детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И. Девиз программы «Чувствовать-познавать-творить». Программа предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. В разработку программы вошли лучшие инновационные игровые технологии Н. Никитина, З. Дьенеша, Кюизенера, В. Воскобовича, которые и являются средством познавательного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Почему проявился интерес к развивающим играм?

Актуальность

  • В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
  • Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр
  • Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны.

Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.

Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

ПРИТЧА О МУДРЕЦЕ

«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! »

«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения»  (Л. Выготский)

Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.

В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей

Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Цель педагогического опыта: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления  к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Задачи работы

  • Развитие у детей логики-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  • Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  • Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
  • Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);
  • Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерения, простейшие вычисления);
  • Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач);
  • Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  • Развитие активности и инициативности детей;
  • Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений контроля и самооценки.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
  • Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
  • Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
  • Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:

Словесные

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца

Практические

Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направления деятельности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК (НОД)

  • Интегрированная деятельность
  • Комбинированные занятия
  • На сюжетной основе: занятия-сказки.
  • Фронтальные, групповые, индивидуальные.

Организовать и проводить обучающие занятия можно следующим образом:

1. Занятия – сказки. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему.

2. Комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий. (Целесообразно проводить, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения)

3. Занятия – досуги. (особенно в старшем дошкольном возрасте, включала, как итоговое на закрепление пройденного материала)

4. Прекрасно получаются интегрированная деятельность.(познавательное развитие, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование.)

БЛОК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В  совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.

  • Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
  • Игры-соревнования.
  • Конкурсы смекалистых.
  • Игровые турниры.
  • Игры в уголке занимательной математики.

БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

  • Использование развивающих игр в уголках разной тематики.
  • Использование игрового материала как строительно-конструктивного.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

  • Тематические родительские собрания.
  • Наглядная информация в родительском уголке.
  • Занятия-практикумы по развивающей игре.
  • Совместные и открытые занятия.
  • Консультации.
  • Организация домашней игротеки.

Проводила родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми, заинтересовала их значимостью развивающих игр. Родители приобрели игры в домашнюю игротеку. Проводились для родителей практические занятия,  знакомила с новыми играми. Провожу в конце года итоговые занятия по математическому развитию, на  которых родители видят результаты работы. Для родителей составлена «Памятка» по использованию игровых технологий.

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

  • Семинары-практикумы по внедрению развивающих игр.
  • Деловые  игры, тематические дискуссии.
  • Тематические педсоветы.
  • Самообразование.
  • Проведение открытых  занятий и выступлений
  • Самоанализ проф. деятельности

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА

  • Накопление и обобщение педагогического опыта.
  • Освоение и внедрение инновационных технологий.
  • Расширение возможностей игры за счет вариативных инструкций и нетрадиционного использования игрового материала.
  • Функционирование уголков математического творчества.
  • Разработка развивающих образовательных ситуаций по сказкам с использованием логико-математических игр.

 

Логико-математические игры

Для реализации поставленных задач,  в работе с детьми использую следующие виды развивающих игр, направленных  на познавательное развитие ребенка. (Разновидности: настольно-печатные игры, игры на объёмное моделирование, игры на плоскостное моделирование, игры из серии «Форма и цвет», игры на составление целого из частей.) С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.

Результат освоения игр:

  1. Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)

2. Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!»,«Жалко, что так мало…»)

      3. Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в    деятельности, способным к проявлению инициативы.

И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на некоторых играх.

Палочки Кюизенера

  • Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Это счетные палочки, которые еще называют:

  • «числа в цвете»,
  • цветными палочками, цветными числами,
  • цветными линеечками.

Рекомендации к использованию:

  • Порядковый и количественный  счет.
  • Освоение отношений по длине, высоте.
  • Составление ковриков. составление узоров.
  • Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.
  • Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел)
  • Моделирование предметов.

Логические блоки Дьенеша

  • Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Игровой материал представляет собой  набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1.Формой  - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2.Цветом - красные, желтые, синие;

3.Размером  -большие и маленькие;

4.Толщиной -толстые и тонкие.

           Задачи:

  • Развивать логическое мышление.
  • Формировать представление о математических понятиях – алгоритм, (последовательность действий)
  • кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)
  • декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)
  • кодирование со знаком отрицания (использования        частицы «не».
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной  объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

 

Методика раннего развития семьи Никитиных.

В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям».

Сложи узор

Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах.

  Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняйте задачу - приступайте  к составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу малыш накладывает кубик

 

 Уникуб

Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий   цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно.  Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении.

 

Кубики Никитина для всех

  • 27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь – фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели.

 

Геоконт

  • На доске  закреплены 33 пластмассовых гвоздика. Они образуют лучи, расходящиеся из центрального чёрного гвоздика. Верхний белый луч, попав в центр, разделяется по оптическому закону на семь разноцветных лучей, соответствующих цветам радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
  • На них Паук Юк плетёт свои разноцветные «паутинки». «Паутинки» – это три резиночки: синяя незамкнутая, зелёная большая замкнутая и маленькая красная замкнутая (дополнительно можно приобрести комплект резинок всех цветов радуги). С их помощью ребёнок знакомится с различными геометрическими понятиями: точка, отрезок, прямая, замкнутая и незамкнутая кривая, углы (прямой, острый, тупой, развёрнутый). Из «паутинок» малыш может делать самые разные геометрические фигуры: простые – квадрат, треугольник, прямоугольник, а затем, передвигая резинки по гвоздикам, превращать их в более сложные.

Прозрачный квадрат

  • 30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм). На каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции, пятиугольника или шестиугольника. В набор также входят схемы сложения фигур.
  • Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.
    Что развивает
    - освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; 
    - умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части; 
    - умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.
    - внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

 

Квадрат Воскобовича

  • "Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету.
  • Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности. 

Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали:

  • более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине),
  • научились выявлять и абстрагировать свойства,
  • овладели умственными операциями сравнение, обобщение;
  • научились классифицировать с заданными свойствами,
  • сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».
  • проявлять самостоятельность, инициативу, любознательность, интерес к играм с  развивающей направленностью;
  • уметь самостоятельно организовать игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, игры  Никитиных, Воскобовича и другие логико-математические игры, а также привлекать, заинтересовывать интеллектуальными играми других детей;
  • решать логические задачи, уметь выполнять задания в соответствии заданного алгоритма.

Итак, на мой взгляд, без использования логико - математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их разнообразие и доступность помогают воспитателю успешно планировать и реализовывать поставленные задачи как в коллективной работе с детьми, так и в работе по индивидуальному маршруту. Что является залогом успешного интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего успешного школьного обучения.

 

Список литературы:

  1. Бондаренко Г.М Развивающие игры в детском саду.  – М.: Воронеж, 2009.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  3. Михайлова З.М.  Математика-это интересно. СП Детство – пресс 2004.
Опубликовано: 07.09.2015