Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Никитина Ольга Николаевна
Организация: МБДОУ №42 «Аленький цветочек» ЗМР РТ
Населенный пункт: Республика Татарстан, Зеленодольский район, пгт. Нижние Вязовые
Я работаю по «Программе воспитания и развития детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И. Девиз программы «Чувствовать-познавать-творить». Программа предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. В разработку программы вошли лучшие инновационные игровые технологии Н. Никитина, З. Дьенеша, Кюизенера, В. Воскобовича, которые и являются средством познавательного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Почему проявился интерес к развивающим играм?
Актуальность
- В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
- Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр
- Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны.
Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.
Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
ПРИТЧА О МУДРЕЦЕ
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! »
«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский)
Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.
В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей
Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Цель педагогического опыта: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи работы
- Развитие у детей логики-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
- Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);
- Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерения, простейшие вычисления);
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач);
- Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- Развитие активности и инициативности детей;
- Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений контроля и самооценки.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
Словесные |
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение. |
Наглядные |
Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца |
Практические |
Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование. |
Направления деятельности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК (НОД)
- Интегрированная деятельность
- Комбинированные занятия
- На сюжетной основе: занятия-сказки.
- Фронтальные, групповые, индивидуальные.
Организовать и проводить обучающие занятия можно следующим образом:
1. Занятия – сказки. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему.
2. Комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий. (Целесообразно проводить, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения)
3. Занятия – досуги. (особенно в старшем дошкольном возрасте, включала, как итоговое на закрепление пройденного материала)
4. Прекрасно получаются интегрированная деятельность.(познавательное развитие, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование.)
БЛОК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.
- Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
- Игры-соревнования.
- Конкурсы смекалистых.
- Игровые турниры.
- Игры в уголке занимательной математики.
БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
- Использование развивающих игр в уголках разной тематики.
- Использование игрового материала как строительно-конструктивного.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
- Тематические родительские собрания.
- Наглядная информация в родительском уголке.
- Занятия-практикумы по развивающей игре.
- Совместные и открытые занятия.
- Консультации.
- Организация домашней игротеки.
Проводила родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми, заинтересовала их значимостью развивающих игр. Родители приобрели игры в домашнюю игротеку. Проводились для родителей практические занятия, знакомила с новыми играми. Провожу в конце года итоговые занятия по математическому развитию, на которых родители видят результаты работы. Для родителей составлена «Памятка» по использованию игровых технологий.
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
- Семинары-практикумы по внедрению развивающих игр.
- Деловые игры, тематические дискуссии.
- Тематические педсоветы.
- Самообразование.
- Проведение открытых занятий и выступлений
- Самоанализ проф. деятельности
ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА
- Накопление и обобщение педагогического опыта.
- Освоение и внедрение инновационных технологий.
- Расширение возможностей игры за счет вариативных инструкций и нетрадиционного использования игрового материала.
- Функционирование уголков математического творчества.
- Разработка развивающих образовательных ситуаций по сказкам с использованием логико-математических игр.
Логико-математические игры
Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использую следующие виды развивающих игр, направленных на познавательное развитие ребенка. (Разновидности: настольно-печатные игры, игры на объёмное моделирование, игры на плоскостное моделирование, игры из серии «Форма и цвет», игры на составление целого из частей.) С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.
Результат освоения игр:
- Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)
2. Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!»,«Жалко, что так мало…»)
3. Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на некоторых играх.
Палочки Кюизенера
- Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Это счетные палочки, которые еще называют:
- «числа в цвете»,
- цветными палочками, цветными числами,
- цветными линеечками.
Рекомендации к использованию:
- Порядковый и количественный счет.
- Освоение отношений по длине, высоте.
- Составление ковриков. составление узоров.
- Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.
- Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел)
- Моделирование предметов.
Логические блоки Дьенеша
- Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1.Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2.Цветом - красные, желтые, синие;
3.Размером -большие и маленькие;
4.Толщиной -толстые и тонкие.
Задачи:
- Развивать логическое мышление.
- Формировать представление о математических понятиях – алгоритм, (последовательность действий)
- кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)
- декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)
- кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не».
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Методика раннего развития семьи Никитиных.
В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям».
Сложи узор
Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах.
Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняйте задачу - приступайте к составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу малыш накладывает кубик
Уникуб
Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно. Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении.
Кубики Никитина для всех
- 27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь – фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели.
Геоконт
- На доске закреплены 33 пластмассовых гвоздика. Они образуют лучи, расходящиеся из центрального чёрного гвоздика. Верхний белый луч, попав в центр, разделяется по оптическому закону на семь разноцветных лучей, соответствующих цветам радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
- На них Паук Юк плетёт свои разноцветные «паутинки». «Паутинки» – это три резиночки: синяя незамкнутая, зелёная большая замкнутая и маленькая красная замкнутая (дополнительно можно приобрести комплект резинок всех цветов радуги). С их помощью ребёнок знакомится с различными геометрическими понятиями: точка, отрезок, прямая, замкнутая и незамкнутая кривая, углы (прямой, острый, тупой, развёрнутый). Из «паутинок» малыш может делать самые разные геометрические фигуры: простые – квадрат, треугольник, прямоугольник, а затем, передвигая резинки по гвоздикам, превращать их в более сложные.
Прозрачный квадрат
- 30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм). На каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции, пятиугольника или шестиугольника. В набор также входят схемы сложения фигур.
- Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.
Что развивает
- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части;
- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.
- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
Квадрат Воскобовича
- "Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету.
- Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности.
Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали:
- более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине),
- научились выявлять и абстрагировать свойства,
- овладели умственными операциями сравнение, обобщение;
- научились классифицировать с заданными свойствами,
- сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».
- проявлять самостоятельность, инициативу, любознательность, интерес к играм с развивающей направленностью;
- уметь самостоятельно организовать игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, игры Никитиных, Воскобовича и другие логико-математические игры, а также привлекать, заинтересовывать интеллектуальными играми других детей;
- решать логические задачи, уметь выполнять задания в соответствии заданного алгоритма.
Итак, на мой взгляд, без использования логико - математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их разнообразие и доступность помогают воспитателю успешно планировать и реализовывать поставленные задачи как в коллективной работе с детьми, так и в работе по индивидуальному маршруту. Что является залогом успешного интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего успешного школьного обучения.
Список литературы:
- Бондаренко Г.М Развивающие игры в детском саду. – М.: Воронеж, 2009.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
- Михайлова З.М. Математика-это интересно. СП Детство – пресс 2004.