Влияние детских страхов на развитие личности

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Боженкова Ксения Алексеевна

Организация: НИ ТГУ

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

В современном мире на маленького ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, которые способны приостановить полноценное развитие личности. Изменения в жизни российского общества неким образом накладывают, свой отпечаток на жизнь дошкольника. Так, например, изменилось содержание сказок, рассказов, появились различные компьютерные игры, что определенным образом сказывается на развитие эмоциональной сфере ребенка. По мнению ученых (Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.И. Захаров, В. Вилюнас, Е.П. Ильин, К.Э. Изард, З. Фрейд, А.В.Петровский, М.Г. Лрошевский) ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

Проведя анализ как отечественной, так и зарубежной научной литературы, мы пришли к выводу о том, что эмоциональные состояния ребенка оказывают воздействие на нормальное протекание психических   процессов и развитие личности ребенка.

Те детские страхи, которые остались в стороне и не были выявлены, могут очень серьезно повлиять на учебную деятельность ребенка. Также страхи могут нарушать детско-родительские отношения, негативно сказываться на социальной активности и взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми. Последствия страхов разнообразны, и негативным изменениям подвергаются почти все психологические сферы [1;23]

Детские страхи – весьма часто распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки и т.д.

Детские страхи обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Так в старшем дошкольном возрасте чаще других наблюдаются страхи смерти у мальчиков в 62% и у девочек в 90%. В этом возрасте эмоциональное и познавательное развитие достигает такой степени, что понимание опасности значительно возрастает. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. [2;56]

Актуальность данной проблемы определяется тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И здесь очень важно заметят ли эти изменения, происходящие с ребенком педагоги, родители. Необходимо уловить этот момент и установить с ребенком благоприятный эмоциональный контакт.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной задачей является поиск наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Список литературы

  1. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]/ А.И. Захаров, - СПб.: Союз, 2000. – с.90
  2. Щербатых, Ю.В. Психология страха [Текст]/ Ю.В. Щербатых, - М.: Эксмо, 2003. – с.20
Опубликовано: 03.09.2015