Познакомьте ребёнка с родным городом или о чём рассказывают скульптуры
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Денисенко Наталья Фёдоровна
Организация: МБДОУ детский сад № 6
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
А любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.
Основой формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе: усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
В этой связи большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием нашего города.
Чем больше интересного дети будут узнавать о родном городе, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры .
Наша задача – воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую родину, свой край, город, где он родился и живет.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом.
Но чтобы воспитать патриотов своего города, детей надо, прежде всего, познакомить с их родным городом.
Мы живем в небольшом городе Белгороде, расположенном в живописной местности. Люди, приезжающие в наш город, отмечают его красоту и чистоту. С каждым годом Белгород становится лучше и краше. Но не все взрослые, а тем более дети знают историю нашего города. А ведь маленького жителя, и гостя нашего города можно познакомить с множеством замечательных мест, которые характеризуют образ жизни белгородцев, их трудовую, культурную жизнь.
Что выбрать для знакомства ребенка с Белгородом?
С какими объектами знакомить дошкольника?
При ознакомлении детей с родным городом дети обращали внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптуры.
У детей возникали вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут, что такое скульптура, для чего она нужна.
Поэтому для знакомства детей с Белгородом я выбрала скульптурные достопримечательности города.
В поисках наиболее эффективных методов решения поставленной проблемы, мною был разработан проект «О чём рассказывают скульптуры».
Цель проекта – создать систему работы по формированию у старших дошкольников интереса к истории своего города, в частности к памятникам.
В детском саду детей начинают знакомить со скульптурой малых форм уже в средней группе.
Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура. Учатся понимать содержание скульптуры и её выразительные средства.
После того, как у детей сложились первоначальные представления о скульптуре, начинаю знакомить их с городской скульптурой.
Одним из главных методов ознакомления детей с родным городом является наблюдение. А где можно наблюдать за жизнью своего родного города?
Только выйдя на его красивые улицы.
Поэтому я в своей работе широко использую целевые прогулки, целевые посещения некоторых объектов и экскурсии.
А так как наш детский сад находится в центре города, где расположено большое количество скульптурных композиций и памятников, ко многим из них мы совершили экскурсии.
Для знакомства детей с памятниками все скульптурные композиции условно разделила на три группы – это контактная скульптура, памятники известным землякам, памятники воинской славы.
Вначале знакомлю детей с городской, то есть контактной скульптурой.
Рассказываю, что есть такая скульптура, которая находится не в квартире или музее, а под открытым небом. Ей не страшны ни дождь, ни ветер, ни снег.
Посвящены они не какому-то конкретному человеку, а просто украшают город, и поэтому располагаются прямо на городских улицах, у входов в здания, в парках и скверах.
Ей даже придумали название — «контактная».
Контактная скульптура - скульптура камерных малых форм, ориентированная на приближение к зрителю.
Называется контактной, так как сделана в натуральную величину, открыта любым контактам - с такими памятниками можно легко сфотографироваться, их можно потрогать, обнять, разглядеть вблизи. Контактная скульптура делает город уютней, человечней.
В каждом городе есть скульптуры, доступные детскому пониманию.
Во время их рассматривания надо рассказать, что она изображает. Обратить внимание на её выразительные стороны: форму, композиционное расположение фигуры, на то, как выполнены детали, помогающие понять содержание образа.
Детям можно предложить обойти скульптуру и рассмотреть ее со всех сторон.
Познакомив детей с особенностями и видами скульптуры, я также пытаюсь развивать эмоциональную отзывчивость на воспринимаемые произведения, учу понимать их содержание.
В Белгороде около двадцати контактных скульптур.
Провела экскурсии по ознакомлению детей с некоторыми из них: «Дворник», «Бабушка», «Солнечные часы», «Учительница первая моя», «Семья», «Семья у фотографа», «Краевед».
Так о чём рассказывают скульптуры?
Контактная скульптура «Бабушка», официальное название «Воспоминание».
Эта скульптура, по словам авторов, создает настроение.
В сквере у драматического театра на скамейке сидит бабушка и вяжет носки для своих внучат.
Именно в это время воспоминание о прошедшей жизни заставили ее отвлечься от привычного занятия.
Вот она задумалась и не заметила, как носок, который она вяжет, стал слишком длинным.
Что она вспоминает?.. Свою жизнь, прошедшую молодость?…
Детям, конечно, этого ещё не понять.
Для них она просто бабушка, с которой можно запросто присесть рядом на скамеечку, обнять её, сфотографироваться на память.
Детство заканчивается тогда, когда появляются воспоминания, вызывающие грусть.
И только став взрослыми, каждому вспомнится своя бабушка, которая прожила такую долгую жизнь, которая когда-то вот так же вязала тебе носки, стуча спицами, рассказывала сказки, варила манную кашу к завтраку, а ты капризничал и говорил: «Не хочу и не буду».
А пока таких воспоминаний нет, кругом всё удивительно и ничто не вызывает удивления.
Контактная скульптура «Дворник».
Памятник посвящен людям, благодаря труду которых Белгород неоднократно признавался одним из самых чистых и благоустроенных городов России.
Так, например, старшему дошкольнику можно рассказать, что жители Белгорода тоже постоянно следят за порядком и чистотой на улицах. Высаживают цветы и деревья для озеленения, чтобы наш город стал ещё красивей. Наш город участвуют в конкурсе «Зелёная столица».
Контактная скульптура «Учительница первая моя».
Эта бронзовая скульптура – своеобразный подарок не только всем педагогам города, но и его жителям, потому что у каждого человека в жизни была своя первая учительница, которая учила читать и писать, быть добрыми и сильными, никого не обижать, и которая приложила немало сил, чтобы её ученики выросли хорошими людьми.
Прошло уже много лет, но я помню свою первую учительницу. Значит, это памятник и моей учительнице, Агнии Александровне. Объясняю детям, что когда они пойдут в школу, у них тоже будет своя первая учительница, так что этот памятник и их будущей учительнице.
Важной частью работы по воспитанию любви к своей малой Родине является формирование у детей представления об известных и заслуженных людях родного края, которые оставили в её культурном наследии заметный след. Многим из них были поставлены памятники.
Мы с детьми совершили экскурсии к памятникам первому губернатору города Ю. Трубецкому, великому актёру М. Щепкину, композитору и дирижёру С. Дегтяреву, художнику С. Косенкову, известной спортсменке олимпийской чемпионке С. Хоркиной.
Также познакомила с памятниками инженеру и изобретателю В.Г.Шухову, чья телевизионная башня известна каждому телезрителю и чьё имя носит Белгородский технологический университет, кинологу Ф. С. Хихлушке. В нашей стране до этого не было ни одного монумента, посвящённого сотруднику органов внутренних дел - кинологу.
Капитан милиции Ф.С. Хихлушка погиб при задержании опасного преступника. Вместе с проводником была убита и служебная собака Лира. Отдельный акцент композиции - собака, животное на службе, роль которой нельзя не дооценивать.
С Белгородом связано немало страниц истории Второй мировой войны.
Об этом рассказывают памятники защитникам Белгорода: генералу Апанасенко, генерал-майору Лебедю, старшему лейтенанту А. И. Попову, маршалу И. Коневу, генералу армии Н.Ватутину и другим защитникам.
Значит, работа по ознакомлению детей со скульптурными достопримечательностями Белгорода продолжается…
Ещё хочется отметить, что важным условием нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным городом является тесная взаимосвязь с родителями.
Вместе с родителями для мини-музея «Мой Белгород» оформили альбомы «Контактная скульптура», «Памятники известным землякам», «Памятники воинской славы», сняли видеофильмы об экскурсиях, сделали слайд-шоу о памятниках Белгорода.
Ведь только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.
Список литературы
- Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М., 1999.
- Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие / Н.Г. Комратова.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Рыбалова, И.К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И.К. Рыбалова // Дошкольное воспитание.-2003.- № 6
- Маханёва, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие / М. Д. Маханёва. – М. : Сфера, 2009.
- Крупенков А.Н. Старый Белгород - Изд. Везелица, 1992.