Особенности закаливания для детей дошкольного возраста
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Зиннатова Мария Петровна
Организация: МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»
Населенный пункт: ЯНАО, Пуровский р-н, п. Ханымей
Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.
Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.
Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать детей, не бояться свежего воздуха.
Чтобы достичь хорошего общего физического развития детей и устойчивости к заболеваниям, ученые рекомендуют приучать детей к систематическому хождению босиком (дома, во дворе, на даче и даже в парках, садах, на улице). Начинать нужно в летний период, а затем в прохладное время продолжать это полезное для здоровья занятие. Детям раннего возраста свойственно естественное стремление ходить босиком, если им не запрещают родители, особенно по лужам после дождя.
Многие люди, приученные с детства ходить босиком, сохраняют эту привычку на всю жизнь и не имеют проблем с плоскостопием, деформацией стоп и др. Кроме того, они реже болеют простудными заболеваниями. Как уже было сказано, во всех случаях нужно придерживаться «золотых правил» закаливания - постепенности и систематичности. Ребенка нужно приучать хождению босиком вначале на ковре, а в теплые летние дни - на траве или нагретом песке.
Детям от 2 лет и старше, прошедшим такой курс закаливания, можно разрешить побегать босиком по крашеному деревянному или паркетному полу, а летом - по траве или по песку не более 30 минут в день; затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом ребенок дошкольного возраста может с пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время и во дворе ходить без обуви. Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным понижением температуры воды.
Поскольку стопы рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям полезно одновременно с хождением босиком полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С.
Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом-педиатром.
Ослабленным и часто болеющим детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды, от исходной (35-36°), снижают очень медленно. И лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка
По интенсивности воздействия на организм водные процедуры располагаются в следующем порядке: влажное обтирание, обливание, душ, ножные ванночки. При закаливании ослабленных детей, перенесших тяжелое заболевание, необходима осторожность. Вначале, в течение первых 2-3 дней обтирают только руки, затем столько же руки и грудь, далее руки, грудь и спину и т.д. Потом уже, не торопясь, постепенно переходят и к другим методам закаливания
Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Длительность перерыва ведут кослабления или полной утрате приспособительных защитных реакций организма.
Закаливающие водные процедуры.
Самым распространенным видом закаливания является закаливания водой. Его необходимо проводить в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными ваннами и закаливанием солнцем.
Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры. К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.
К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит ходя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.
Список литературы:
- Быкова, Н. И. Профилактика острых респираторных заболеваний в детском учреждении оздоровительного типа : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата мед.наук / Н. И. Быкова ; ФГУ "Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии". – М. : 2010. – 27 с.
- Воротилкина, И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / И. М. Воротилкина. – М. : НЦ ЭНАС, 2006 – 144 с.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина ; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – Изд. 3-е, перераб. – СПб. : Детство-Прогресс, 2000. – 244 с.
- Егоров, Б. Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми / Б. Б. Егоров // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12. – С. 10.
- Краснов, М. В. Часто болеющие дети : учеб.пособие / М. В. Краснов, Е. В. Березенцева. – Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. – 60 с.
- 23 Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях : практическое пособие / М. Н. Кузнецова. – М. : АРКТИ, 2002. – 215 с.