Ключевые аспекты деятельности концертмейстера

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Бабичева Елена Владимировна

Организация: МБОУ ДОД «ДШИ» ЗАТО Озерный

Населенный пункт: Тверская область, ЗАТО Озёрный

Вступление

Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться хорошо играть на рояле. Специфика сольной и аккомпаниаторской деятельности столь различна, что нетрудно назвать многих солистов-пианистов, почти не владеющих искусством аккомпанемента, и, наоборот, пианистов, прославившихся именно высоким мастерством и художественным уровнем аккомпанемента, но совсем не проявивших себя в амплуа солиста.

Специфика концертмейстерской деятельности

Не каждый хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, пока не разовьёт в себе чуткость к партнёру, пока не ощутит неразрывность между партией солиста и партией аккомпанемента. Крупнейший педагог, профессор Ленинградской консерватории, Мария Николаевна Баринова говорила: «Влияющий на успех солиста аккомпаниатор должен быть не ниже солиста по талантливости. Деятельность аккомпаниатора вовсе не является менее достойной, чем деятельность эстрадного пианиста. Талант пианиста, если он есть, выразится ярко и в аккомпаниаторе, если же таланта нет, то и эстрада пианиста не спасёт».

Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста. Нужно иметь особую чуткость, уважение, такт по отношению к намерениям партнёра, но при этом быть «музыкальным лоцманом» — уметь провести «исполнительский корабль» сквозь возможные рифы и донести до слушателя единую концепцию произведения.

Исполнительское искусство держится на трёх основах:

  1. музыкальная одарённость, воображение, умение охватить образную сущность и форму произведения;
  2. автоматизм, выработанный в ходе работы над технической стороной музыкального текста,  фактурой сочинения;
  3. артистизм, умение образно вдохновенно воплотить замысел автора на концертной эстраде.

Удобство, которое обеспечивает солисту чуткий пианист-аккомпаниатор, обладающий большим ансамблевым опытом, — это основное условие для совместной работы с любым солистом, главное из всех составляющих качеств профессии концертмейстера.

Важную роль на практике концертмейстера имеет навык транспонирования. Иногда болезненное состояние голосового аппарата певца требует более низкой тесситуры, подчас строй фортепиано не соответствует звуку «ля» гобоя, по которому настраивается весь оркестр, в то время как в условиях гастрольной жизни нередко трудно найти ноты в необходимой тональности. Следовательно, навык чтения с листа и транспонирования в деятельности концертмейстера жизненно необходим и требует постоянной тренировки.

Многие посетители концертных залов даже не подозревают, какую находчивость приходится проявлять концертмейстеру при бесконечных неожиданностях, сопутствующих его профессии. Можно вспомнить о порванных нотах или неуклюжих помощниках, перелистывающих сразу по две страницы, об ужасающих роялях с ненажимающимися или просто отсутствующими клавишами, что заставляет аккомпаниатора изобретать новые варианты фактуры, блуждая по разным регистрам клавиатуры. Вспомним также о просьбах певцов сыграть то или иное произведение на какой-либо интервал выше или ниже, о специфике аккомпанементов, когда ритмические оттяжки связаны с количеством  тех или иных балетных движений, а темп часто зависит от размера сценической площадки... Трудно перечесть всё то, к чему должен быть готов в своей деятельности концертмейстер. Солисты не знают и девять десятых этих случайностей.

Особенности работы концертмейстера с вокалистами

Специфика вокально-инструментального ансамбля выдвигает перед аккомпаниатором многообразные творческие задачи, преодолеть которые удаётся далеко не всем и не сразу. Казалось бы, талантливые пианисты, виртуозно исполняющие сложнейшие произведения сольного репертуара, должны ещё более свободно справляться с художественными, ансамблевыми и техническими задачами аккомпанемента, к тому же игра по нотам разгружает память исполнителя. Вместе с тем, ансамблевые задачи часто оказываются трудно преодолимыми даже для продвинутых пианистов: они слабо ощущают специфику ансамбля с певцом, подчас не видят верхнего нотного стана, раскрывающего посредством мелодии и поэтического текста смысла произведения, не учитывающего пауз, особенностей дыхания певца и связанной   ним длительности нот, не знают законов строения вокальной фразы — её логики, выразительного произнесения слова в пении. В результате пианисты-концертмейстеры часто теряются при малейших ритмических отклонениях, которые допускает солист.

Концертмейстерская работа с вокалистами включает в себя многое: разучивание с певцами оперных партий, романсов, знание вокальных трудностей и причин их возникновения, умение не только контролировать солиста, но и подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности  концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции.

Во время третьего тура вокального конкурса вокалист, выступивший в первых двух турах с большим успехом, внезапно начал очень нервничать. Нарушение обычного жизненного режима, неспокойная конкурсная обстановка привели к тому, что перед выходом на сцену он почувствовал, что голос вдруг перестал повиноваться. Его концертмейстер видел: причиной этого является сильнейшее нервное напряжение. Положение было отчаянным: огромная работа над программой, предконкурсные прослушивания, бесконечные репетиции, наконец, очень удачное выступление на предыдущих двух турах — всё могло быть перечёркнуто. Пианист понял — единственный путь к преодолению этого состояния заключается в самой музыке. Многолетний опыт подсказывал: именно так должны сработать «законы сцены». Подчёркнуто эмоционально, с каким-то особым вдохновением исполнил он мрачно-таинственное вступление к монологу Скупого из оперы С.В. Рахманинова «Скупой рыцарь». Звуковой поток, словно водопад, увлёк конкурсанта: сковывающие барьеры были сломаны, голос зазвучал в полную силу. Расчёт оказался правильным — решающую роль сыграли музыка и повышенный тонус исполнения.

Таким образом, от мастерства и вдохновения аккомпаниатора почти всегда зависит творческое состояние солиста. Пианист, посвятивший себя подобной деятельности, является одновременно и ведущим, и ведомым, и педагогом-наставником, и покорным исполнителем воли солиста, а в целом — его другом и соратником. Именно на эти качества указывал И. Гофман: «...старайтесь … всё время предугадывать намерения вашего солиста, ибо такое предугадывание и составляет душу аккомпанемента».

С аккомпанементами инструментального ансамбля обычно справляются лучше, хотя они порой сложнее вокальных произведений в техническом отношении. Инструментальный ансамбль однороден по своему составу. Вокально-инструментальный ансамбль напротив объединяет исполнителей с принципиально разными временными и ритмическими представлениями, обусловленными особенностями жанра. Этот вид ансамбля неоднороден, в чём и заключено главное препятствие на пути к его постижению.

Важность развития навыка чтения нот с листа

для  успешной  деятельности  пианиста-концертмейстера

Для того чтобы понять художественную сущность произведения, нужно научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая его комплексно. Нельзя разбирать только свою партию. Концертмейстер не может быть полезен солисту, если не сумеет выручить его, подсказать ему направленность развития музыки или, в случае необходимости, слова. Перед глазами концертмейстера находится партитура как минимум из трёх нотных станов. Умение скоординировать мелодию, расположенную на верхней строчке, со всей остальной фактурой, заключённой в двух нижних строчках, очень важно.

Научиться зрительно охватывать текст, не разбирая его подробно ноту за нотой — одного из главных условий  чтения с листа. Умение сразу понять, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, соответственно, его темп, характер, направленность образного развития, темброво-динамическое решение — всё это залог полноценного профессионального формирования музыканта.

Когда знаменитого пианиста И. Гофмана спросили, как легче всего научиться читать с листа, он ответил: «Нужно много играть с листа, как можно быстрее, хотя бы на первых порах и вкрадывались кое-какие мелкие неточности. При быстром чтении вы разовьёте способность глаза «схватывать», а это в свою очередь облегчит вам чтение деталей».

Если обратиться с аналогичным вопросом ко всем пианистам и концертмейстерам, владеющим навыком чтения с листа, они ответят нечто подобное: «Чтобы научиться читать с листа, нужно много читать с листа». Пианист должен хотя бы по 10 — 15 минут в день читать нотный текст, причём делать это нужно ежедневно. В противном случае навык чтения с листа не вырабатывается. Пропустив один день, пианист уже немного отстаёт, по прошествии двух-трёх дней он отстаёт уже значительно, а сделав более продолжительный перерыв, почти теряет приобретённый навык.

Для того, чтобы навык был устойчивым, необходимо читать с листа систематически. Только в этом случае чтение с листа станет привычным, а привычное, как известно, постепенно становится потребностью. Из подобной потребности вырастает постоянный живой интерес к музицированию, к знакомству с новыми произведениями, что является важнейшим условием творческого  роста  любого  музыканта.

Пианист, владеющий навыком чтения с листа, будет предвидеть исполнительские намерения партнёра и станет соответственно с этим строить свой  аккомпанемент.  В дальнейшем он научится вычленять наиболее важные компоненты текста, а в некоторых местах импровизационно изменять фактуру фортепианной партии.

Подготовка  к  сценическому  выступлению

Как известно, выход исполнителя на концертную эстраду предполагает перемещение в особое, отличное от рабочего состояние. Оба исполнителя — солист и концертмейстер выносят итог своей предварительной работы на суд слушателей. С чем они сталкиваются при этом? Прежде всего — с новыми, непривычными условиями: акустикой концертного зала, освещением, новым инструментом. Существуют свои законы эстрадного состояния и поведения. Необходимо уметь скрывать волнение и, уже начиная с выхода на сцену, расположить к себе аудиторию.

Многие музыканты, долго и тщательно репетируя программу, забывают о необходимости имитировать при этом «эстрадное состояние».  Вместе с тем, известны случаи, когда исполнители накануне концерта, занимаясь у себя дома, надевали концертные костюмы, кланялись воображаемой аудитории и исполняли всю программу в том состоянии, которое напоминало атмосферу будущего выступления.

На настроение исполнителей могут влиять любые факторы. У вокалиста — прежде всего состояние голосового аппарата, у инструменталистов — холодные, «неразыгранные» руки, а также неполадки в организации концерта и многие другие причины. Концертмейстер должен помнить, что он обязан сохранять «олимпийское спокойствие», не показывая своего волнения. Важную роль играет умение аккомпаниатора «погасить» всплески излишней от волнения эмоциональности солиста.

Участница одного из московских фестивалей, молодая скрипачка, настолько волновалась, что почти не владела собой: смычок дрожал в руке и никак не мог лечь на струну (выступление должно было начаться с медленной части Концерта А. Хачатуряна). Как снять волнение? Каким способом успокоить исполнительницу?

Выход был найден: концертмейстер так выразительно и с таким мастерством сыграла вступление, что смычок, ранее дрожавший в руке солистки, уверенно лёг на струну, и с первой же фразы волнение было преодолено. Творческое вдохновение партнёра передалось ей и помогло приобрести психологическую свободу.

Необходимое качество, без которого пианист не сможет стать хорошим аккомпаниатором — чуткость. Во время выступления концертмейстер должен быть предельно внимателен к солисту, с которым могут произойти разные неожиданности: он может забыть слова, не вовремя вступить, перескочить в исполнении через несколько тактов. Во всех непредвиденных случаях концертмейстер должен выручить солиста: где-то подыграть нужную ноту, где-то подсказать текст. Повторить или растянуть вступление, если солист запаздывает. Всё это должно быть сделано «без швов», незаметно для слушателей.

Заключение

Итак, пианист-концертмейстер прежде всего должен стать исполнителем-художником.

Профессия аккомпаниатора немыслима без достаточного владения навыками чтения нот с листа и транспонирования.

Концертмейстер должен уметь самостоятельно работать с певцом над романсом, оперной арией, знать законы музыкальной драматургии, уметь работать над инструментальными произведениями, играть хоровые партитуры и многие другие разнообразные по фактуре произведения.

Чуткость пианиста-концертмейстера всегда оценивается солистами, хотя об этом иногда не говорят вслух. Каждый настоящий солист-художник всегда должен быть благодарен своему достойному партнёру, потому что без его поддержки не может быть осуществлено ни одно художественное намерение. И когда происходит слияние двух художественных намерений, тогда и возникает то чудо искусства, которое можно именовать подлинным ансамблем.

Список  используемой  литературы

  1. Гофман  И.  «Фортепианная  игра»  —  М.:  Классика  XXI,  1988. —  172 с.
  1. Цыпин Г.  «Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества». — М.:  Советский  композитор,  1988.  —  384 с.,  17  ил.
  1. Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе: Размышления педагога».  —  М.: Музыка, 1996.  —  206  с.:  нот.
Опубликовано: 23.08.2015