Нравственно - патриотическое воспитание у детей в проектной деятельности как одной из современных педагогических технологий
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Кулешова Светлана Матвеевна
Организация: МБДОУ №5
Населенный пункт: Пермский край г. Кунгур
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Поэтому я решила создать проект «Люблю тебя – мой край родной».
1. Проблема, на решение которой направлен проект
Одна из важнейших проблем в наше время – патриотическое воспитание дошкольников. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим в жизни задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Воспитания чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности.
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего чувства любви к своему Отечеству.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Не рождается ребенок жестоким или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у него, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Мы живем и работаем в городе Кунгуре. Он богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш город.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, его истории, культуре, природе. Вызвать определенные чувства и отношения к своей малой Родине.
2. Концептуальные основы проекта. Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Кунгуром, родным поселком в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений. Проживая в городе Кунгуре, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта «Люблю тебя – мой край родной» дети получат знания о прекрасных местах нашего города. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, поселку. Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.
Цель проекта:
- Знакомство детей с историей и культурой города Кунгура, природным, социальным и рукотворным миром.
- Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.
- Систематизация знаний о городе.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Проект рассчитан на 1 год в подготовительной группе.
Задачи проекта:
- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям.
- Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, поселку, городу, краю; к природе родного края.
- Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познакомить детей с историей города и его культурными ценностями.
- Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города
Методы и приемы:
- познавательные беседы,
- сказание (одна из форм занятия),
- рассматривания альбомов, репродукций,
- создание макетов, мини – музеев, мини -центров
- чтение художественной литературы,
- экскурсии,
- НОД,
- проблемные ситуации,
- поисково – творческие задания, создание мини - лаборатории
- сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры,
- театрализованные постановки,
- музыкальные досуги, развлечения.
Критериями оценки нашей работы была заинтересованность детей, родителей, педагогов историей нашего родного города Кунгура.
Дети будут знать историю города, его культуру, природу. И на вопрос - «Откуда ты приехал, где живешь?», ребенок с гордостью может сказать: «Я кунгуряк!».
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.
2) диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города.
Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета , вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений о городе Кунгуре у родителей оказался невысок, и многие отметили необходимость воспитания у детей любви к родному городу, уважения к его жителям.
Следующим шагом стало создание плана работы проекта - «Люблю тебя - мой край родной».
II этап – основной, включает в себя:
1) НОД с детьми в соответствии с перспективным планом.
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников.
3) экскурсии по п. Нагорный, городу.
4) пополнение развивающей среды.
5) выставки детских работ, семейных коллекций.
6) участие в конкурсе «Небесная ярмарка ».
7) выпуск газеты «И это все о нас».
Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного города ежемесячно проводятся совместные мероприятия с родителями воспитанников.
- игра-путешествие,
- литературная гостиная,
- КВН
- интеллектуальные игры,
- устный журнал,
- выставки коллекций, фотовыставки,
- встречи с интересными людьми
- изготовление макетов: «Прошлое и настоящее», « Мой родной поселок»», «Моя улица».
Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности были организованны краеведческие мини-центры, мини – музеи. Мини-центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров и мини – музеев постоянно пополняются, изменяются. Развивающая среда полностью соответствует требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.
В ДОУ традиционно проходили выставки детского творчества:
- «Золотая осень».
- «Здравствуй, зимушка – зима !».
- «Весна идет, весна идет».
- «Ах, лето!».
Кроме того, регулярно демонстрировались семейные коллекции (коллекции камней, самодельных кукол, сувениров и т.д.).
Интересной традицией ДОУ стал выпуск газеты «И это все о нас». 1 раз в квартал выпускалась газета с информацией об интересных событиях группы, о достопримечательностях города, которые посетили дети :
- «Так мы весело живем».
- «Кунгур – мой край родной».
- «Хорошо у нас в саду».
- «Как мы провели лето».
III этап – итоговый, включал в себя:
1) итоговое диагностирование детей,
2) педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края».
Данные мероприятия показали количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Результат реализации проекта позволил повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, помог сформировать заботливое отношение к родному городу, к малой Родине, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя кунгуряком. Следовательно, данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, но и имел социальное значение.
Реализовав проект у детей:
- появился интерес к истории родного края, города, к его богатству;
- развились: познавательная активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, речь;
- дети научились правильно вести себя в окружающем мире, расширили свой кругозор;
- появилось чувство ответственности за живой мир и окружающую природу.