Нравственно - патриотическое воспитание у детей в проектной деятельности как одной из современных педагогических технологий

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Кулешова Светлана Матвеевна

Организация: МБДОУ №5

Населенный пункт: Пермский край г. Кунгур

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание.  Поэтому я решила создать проект «Люблю тебя – мой край родной».

1. Проблема, на решение которой направлен проект

Одна из важнейших проблем в наше время – патриотическое воспитание дошкольников. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим в жизни задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.  Воспитания чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности.

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего чувства любви к своему Отечеству.

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Не рождается  ребенок жестоким или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у него, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. 

Мы живем и работаем в городе Кунгуре. Он богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш город. 

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе,  его истории, культуре, природе. Вызвать определенные чувства и отношения к своей малой Родине.

2. Концептуальные основы проекта. Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места. 

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Кунгуром, родным поселком  в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.  Проживая в  городе Кунгуре, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта «Люблю тебя – мой край родной» дети получат знания о прекрасных местах нашего города. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, поселку. Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.

Цель проекта:

  •  Знакомство детей с историей и культурой города Кунгура, природным, социальным и рукотворным миром.
  •  Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские  черты.
  • Систематизация знаний о городе.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

 

Проект рассчитан на 1 год  в подготовительной группе.

Задачи проекта:

  • Пробудить в детях чувство любви к своему городу,  уважение к его традициям и обычаям.
  • Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому,  поселку, городу, краю;  к природе родного края.
  • Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познакомить детей с историей города и его культурными ценностями.
  • Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города

Методы и приемы: 

  • познавательные беседы,
  • сказание (одна из форм занятия),
  • рассматривания альбомов, репродукций, 
  • создание макетов, мини – музеев, мини -центров
  • чтение художественной  литературы,
  • экскурсии, 
  • НОД,
  • проблемные ситуации,
  • поисково – творческие задания, создание мини - лаборатории
  • сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры,
  • театрализованные постановки,
  • музыкальные досуги, развлечения.

Критериями оценки нашей работы была  заинтересованность детей, родителей, педагогов историей нашего родного города Кунгура.

Дети будут знать историю города,  его культуру, природу. И на вопрос - «Откуда ты приехал, где живешь?», ребенок с гордостью может сказать: «Я кунгуряк!».

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.

2) диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города.

Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета , вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений о городе Кунгуре у родителей оказался невысок, и многие отметили необходимость воспитания у детей любви к родному городу, уважения к его жителям.

Следующим шагом стало создание плана работы проекта - «Люблю тебя - мой край родной».  

II этап – основной, включает в себя:

1)  НОД с детьми в соответствии с перспективным планом.  

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников. 

3) экскурсии по п. Нагорный, городу. 

4) пополнение развивающей среды.

5) выставки детских работ, семейных коллекций. 

6) участие в конкурсе «Небесная ярмарка ». 

7) выпуск газеты «И это все о нас».

Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного города ежемесячно проводятся совместные мероприятия с родителями воспитанников.  

  • игра-путешествие,
  • литературная гостиная,
  • КВН
  • интеллектуальные игры,
  • устный журнал,
  • выставки коллекций, фотовыставки,
  • встречи с интересными людьми
  • изготовление макетов: «Прошлое и настоящее», « Мой родной поселок»», «Моя улица».  

Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности были организованны краеведческие мини-центры, мини – музеи. Мини-центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров  и  мини – музеев постоянно пополняются, изменяются. Развивающая среда полностью соответствует требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.   

В ДОУ традиционно проходили выставки детского творчества:

  • «Золотая осень».
  • «Здравствуй,  зимушка – зима !».
  • «Весна идет, весна идет».
  • «Ах, лето!». 

Кроме того, регулярно демонстрировались семейные коллекции (коллекции камней, самодельных кукол, сувениров и т.д.).

Интересной традицией ДОУ стал выпуск газеты «И это все о нас». 1 раз в квартал выпускалась газета с информацией об интересных событиях группы, о достопримечательностях города, которые посетили дети :

  • «Так мы весело живем».
  • «Кунгур – мой край родной».
  • «Хорошо у нас в саду».
  • «Как мы провели лето».

III этап – итоговый, включал в себя:

1) итоговое диагностирование детей, 

2) педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края». 

Данные мероприятия показали количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Результат реализации проекта позволил повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, помог сформировать заботливое отношение к родному городу, к малой Родине, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя кунгуряком. Следовательно, данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, но и имел социальное значение.

Реализовав проект  у детей:

  • появился интерес к истории родного края, города, к его богатству;
  • развились: познавательная активность, творческие способности, воображение, мышление,     коммуникативные навыки, речь;
  • дети научились правильно вести себя в окружающем мире, расширили свой кругозор;
  • появилось чувство ответственности за живой мир и окружающую природу.
Опубликовано: 13.08.2015