Работа в группах при обучении детей навыкам сотрудничества
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Горбунова Татьяна Васильевна
Организация: МБДОУ «Большекустовский детский сад»
Населенный пункт: Пермский край, с. Большие Кусты
В 2010 году наш детский сад начал реализацию технологии сотрудничества в образовательном процессе нашего учреждения.
Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-либо задачи, движения к определенной цели при этом в равной мере соблюдаются интересы всех сторон.
Реализацию технологии сотрудничества целесообразно начинать с трех лет (вторая младшая группа). Этот возраст относится к первому этапу, на котором происходит обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели. Способ организации сотрудничества совместно-индивидуальный, где каждый ребенок – участник деятельности осуществляет свою часть общей работы индивидуально, что на завершающем этапе становится частью общего результата. В течении первых месяцев педагоги проводили совместную деятельность вдвоем, потому что на конкретном примере нужно научить ребят договариваться о выполнении работы, распределении материала, очередности действий.
К концу года у ребят были освоены некоторые навыки сотрудничества со сверстниками: дети научились договариваться, работать на общей территории, распределять обязанности в парах.
В среднем дошкольном возрасте (второй этап обучения детей навыкам сотрудничества), идет обучение детей способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов: считалки, жребий, мирилки. Способ организации сотрудничества совместно-последовательный, где дети выполняют последовательность действий, при этом результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого, что требует взаимной регуляции между ними. К концу года ребята умели договариваться в парах о предстоящей работе, планировать предстоящую деятельность, распределять обязанности при выполнении работы, завершать начатое дело до конца.
В этом году работа по формированию у дошкольников навыков сотрудничества проходит на третьем этапе (старший дошкольный возраст). В начале учебного года перед педагогами нашего учреждения стояли следующие задачи:
- Формировать у детей умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, договариваться о распределении функций в четверках;
- Познакомить со способами убеждения в справедливости своего мнения, принимать возражения партнеров;
- Введение роли лидера.
Способ организации работы в этом возрасте совместно-взаимодействующий, где дети осваивают умения планировать, координировать и оценивать результаты общей работы. Вводится работа в группах, где ребятам вместе нужно договориться о совместной работе, распределить обязанности между всеми участниками группы и выполнить запланированное дело, поэтому при работе в группах важна роль лидера, который смог бы правильно руководить: помогать и направлять ребят своей группы к достижению цели.
Но прежде, чем вводить роль лидера ребят необходимо научить работать в группе. Поскольку педагогу очень важно показать, как правильно организовать работу в группе, так, чтобы были задействованы все участники группы и ребята могли почувствовать значимость каждого участника в достижении общей цели.
В течении первых месяцев работы педагоги учили ребят тому, как работать в группе, используя такие методы, как:
- Пример взрослых, когда педагоги сами принимали участие в работе той или иной группы как равноценные партнеры, так же как дети обсуждали вопросы выбора темы, распределение работы, ролей, тем самым позволяли детям увидеть свою активность, отношение к порученному делу, умение обращаться к участникам по разным поводам. Фактически служили примером для подражания и все формы и правила, регулирующие отношения между детьми преподносили не извне, «сверху», а в ходе совместной деятельности
- Использование речевых конструкций, которые дают детям пример разных вариантов обращения к сверстникам:
- Что нам надо сделать?
- По одному ничего не получится.
- Будем делать вместе, дружно, не ссориться.
- Давайте подумаем, что нам нужно для выполнения задания.
- Давайте решим, что сначала, что потом.
- Покажи, пожалуйста, как ты делаешь.
- Молодец, как здорово придумал!
- Установление правил работы в группе:
- все равны
- внимательно слушать задание
- советоваться с каждым членом команды
- сам делай и партнера выручай
После того, как ребята в группе научились договариваться со своими партнерами, выслушивать друг друга, начали вводить роль лидера. Работа начиналась с обсуждения о том, какими умениями должен обладать лидер.
Он должен:
- Много знать (книга);
- Быть внимательным (мордочка);
- Уметь договариваться (губы);
- Принимать решения (восклицательный знак);
- Выслушивать мнение каждого члена команды (порядковые числа);
- Распределять кто, что будет выполнять (стрелка).
Для того чтобы лидер мог правильно распределить работу среди членов своей команды, ему необходимо знать способности каждого участника. Ребятам было трудно с этим справляться, поэтому на начальном этапе работы по введению роли лидера мы проводили такую игру «Скажи, кто тебе нравится и почему?». Ребята, глядя в волшебную подзорную трубу на своих товарищей должны были сказать о каком либо своем товарище хорошие слова, нацеленные на его деловые умения. Например: «Мне нравится Саша, потому что он знает много загадок», «Мне нравится Ирина, потому что она очень красиво рисует цветы» и т. д.
После обсуждений о том кто же такой лидер, и какими умениями он должен обладать, педагоги начали вводить роль лидера в образовательной деятельности. На начальных этапах, брали роль лидера на себя, тем самым они демонстрировали ребятам, как можно распределить задания между членами команды, подвести итог. Затем сами выбирали лидера-ребенка, который мог бы послужить детям, как образец для выполнения роли лидера. Используя такие речевые формулировки:
- Ты согласен нам помогать,
- Ты сможешь справедливо распределить обязанности
- Давай сегодня ты будешь нам помощником
- Сегодня лидером будешь ты
А в дальнейшем предлагали детям самим выбирать лидером того, кто мог бы с этим справиться. Важно помнить, что лидером должен быть каждый ребенок, но выбирать работу для него следует по умениям ребят.
Таким образом, ребята сейчас с удовольствием принимают работу в группах, а педагогам проще организовать образовательный процесс, поскольку работая в группах ребята стремятся помогать друг другу и вместе со своей группой идут к общей цели.