«Первые школьные отметки» — рекомендации для родителей
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Огнева Ольга Викторовна
Организация: МБОУ «Гимназия №2»
Населенный пункт: Тверская область, г. Осташков
«Где не хватает терпения, надо бы постараться понять,
где не понимаю – постараться вытерпеть,
и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю».
С. Соловейчик
Цель собрания:
Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему ребёнку со стороны родителей;
Задачи:
- познакомить родителей с причинами затруднений в учебном процессе младших школьников;
- повысить педагогическую культуру родителей;
- пополнить арсенал знаний у родителей по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
Участники собрания:
Классный руководитель, родители
Форма проведения собрания:
Родительский ринг.
Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему. В ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса её на конкретных учащихся.
Такая форма работы играет огромную роль в просвещении родителей, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
– Все родители хотят, чтобы их ребёнок был успешен в учебной деятельности, но, к сожалению, ни все могут быть успешными, и в нашем классе есть дети, знания которых, не соответствуют государственным стандартам, требованиям учителей и ожиданиям родителей.
Некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Но это дело не только образовательного учреждения, но и родителей. Сотрудничество школы и семьи является базовой основой для решения проблем неуспеваемости ребёнка.
2. Фронтальная работа с родителями
Родители вместе с классным руководителем пытаются выяснить причины «школьной неуспешности». Выслушав мнение родителей, учитель просит обратить внимание на русскую матрёшку:
– Матрёшка состоит из форм разного размера, вложенных друг в друга. Нам с вами видна только верхняя «барышня». Однако под ней прячется одна, а в ней – ещё одна. Открывая формы, мы, в конце концов, добираемся до самой маленькой, последней.
Причины школьной не успешности по своей структуре напоминают матрёшку, где верхняя, видимая оболочка – это нарушение внимания и памяти, трудности понимания задания, неусидчивость, и многие другие проблемы. Однако верхняя оболочка – это лишь очевидные глазу нарушения, а под ней прячутся ещё три – четыре слоя. Каждый слой – специфическая группа причин школьной не успешности. У каждого ребёнка – свой «дизайн» матрёшки. У кого-то она сделана в прошлом году, а у кого-то сложилась ещё в младенчестве и с каждым годом она усложняется и растёт.
Основными причинами неуспешности являются:
-
нарушение ЦНС (самая маленькая «куколка» скрыта от наших глаз, но именно с неё как правило всё и начинается);
-
бедная развивающая среда (очень важно, чтобы развитие ребёнка было неравнодушным его близкому окружению);
-
личные и эмоциональные особенности ребёнка (особенно важны для успешного освоения знаний нормальный уровень тревожности, учебная мотивация, принятие ребёнком ответственности за учебный процесс);
-
ожидания родителей (содержание и качество детско-родительких отношений, система реагирования родителей на проблемы в школе);
-
отношения внутри школы.
Таким образом, мы с вами видим, что такая, казалось бы, однозначная проблема под названием «школьная неуспешность» вмещает в себя множество разнородных факторов и причин.
Хотелось бы обратить особое внимание на последние три проблемы, они связаны с эмоциональным состоянием ребёнка. В младшем школьном возрасте ребёнку важно положительно отношение близких ему людей. Если ребёнок не успешен в учёбе, родители часто срываются, не понимая причины, проблемы.
3. Работа в группах
Родителям предлагается в группах обсудить проблемную ситуации и найти её решение. Как нужно вести себя родителю, чтобы помочь, а не навредить ребёнку, если:
- Ребёнок, придя домой, отказывается показывать вам дневник или рабочую тетрадь.
- На выполнение домашнего задания ребёнок тратит очень много времени.
- При выполнении домашнего задания ребёнок не понимает, что от него требуется.
- Ребёнок отказывается делать домашнее задание.
- Посмотрев дневник ребёнка, вы обнаружили там двойку.
4. В конце собрания каждому родителю выдаётся памятка:
- Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.
- Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что всё его попытки что-то сделать всегда были неудачными.
- Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.
- «Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
- Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.
- Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.
- Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
- Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
Литература:
- Бескоровайная Л.С. настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Данилова Елена, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, г. Москва, статья в ИНТЕРНЕТЕ.
- Фопель К. Создание команды. М.: Генезис, 2002.
- Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск, 1997.