Формирование экологической культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Комлева Наталья Михайловна
Организация: МБОУ «Степуринская СОШ»
Населенный пункт: Тверская область, Бабынино
Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.
Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. Воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы.
Выделяются следующие направления работы:
- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты) - умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы;
- Познавательно-развлекательное направление (устные журналы, экологические игры, игры-путешествия, праздники);
- Познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы);
- Практическое направление.
Функции экологического воспитания младших школьников:
1. Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.
2. Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.
3. Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.
Исходя из этого, своей работе я применяю разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию:
1. Формирование экологической культуры младших школьников во время уроков:
- Творческие работы (сочинения, рисунки, кроссворды, ребусы);
- Проектные задачи (см. рис. 1);
- Краеведческий музей. Экскурсии.
2. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности:
- Праздники («День птиц», «День осени», «День земли»);
- Акции («Пожар в лесу», «Покормите птиц!», «Сделай планету чище!») (см.рис. 2);
- Посадка и выращивание растений;
- Работа по экологическому воспитанию в летнее время;
- Проект «Здравствуйте, птицы!»;
- Сотрудничество с областной станцией юннатов.
- Конкурс сочинений «Помощь зимующим птицам».
Проект учащихся 4 класса «Зимующие птицы»
Цель: привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой.
Задачи:
- распространение знаний о природе и её защите;
- совершенствование знаний о птицах;
- привлечение внимания учащихся к проблеме зимующих птиц, их выживанию.
- подготовить материал для практического оказания помощи птицам;
- провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы;
повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка, развитие у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения
Конкурс сочинений «Помощь зимующим птицам»
Как я помогаю зимующим птицам
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бегу скорей!
Много ласковых, хороших
Прилетит ко мне друзей!
Вот и пришла зима. Выпал первый снег. Особенно тяжело в это время года птицам. Им почти нечего ест. Поэтому им не обойтись без нашей помощи. Птиц нужно подкармливать зимой. Мы с папой в воскресный день сделали мне кормушку. Я поместил её в саду, насыпал пшена, повесил на проволочку свежее сало. Первыми гостями были синицы. Я долго наблюдал за их поведением. Потом я вспомнил, что синички в холодное время едят семена подсолнуха, тыквенные и арбузные семечки. Я побежал домой и вернулся с новым кормом. Синички быстро клевали корм друг перед другом. Потом подлетела стайка воробышков. Я каждый день досыпаю корма в кормушку и наблюдаю за поведением гостей. Их теперь у меня стало больше. А весной птицы будут петь песни и лечить деревья в нашем саду.
Суворов Иван, 4 класс
Помощь птицам
Вот и пришла зима. Засыпает природа в ожидании тепла. Лесные жители готовятся к будущим морозам.
Многие птицы улетают на зиму в теплые края, но они всегда возвращаются в родные места. На своих крыльях они приносят людям тепло весны. Есть птицы, которые никогда не покидают свой родной край. Они стойко переживают зимние холода, прячась в старых дуплах или гнездах. Но особенно тяжело им приходится, когда выпадает снег. Синички прыгают с ветки на ветку в поисках оставшихся на деревьях ягод.
Вот тут самое время человека прийти на помощь своим маленьким друзьям. Совсем несложно смастерить кормушку из подручного материала, насыпать в нее зернышек, положить кусочек сала. Сколько замечательных птичек можно спасти от голодной смерти.
Помогайте птицам зимой, а летом они посвятят вам свои самые лучшие песни.
Миловидова Эльвира, 4 класс
Литература:
1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.//Начальная школа.-2003.-№5.-С.64-75.
2. Данилова М. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2005. - №5С.25-33.
3. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
4. https://methodics.wordpress.com/2011/11/05/экологическое-воспитание-младших-шк/.