Применение информационно- коммуникативных технологий в начальной школе
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Куренкова Анна Николаевна
Организация: МБОУ ТСОШ№2
Населенный пункт: Ростовская область, ст. Тацинская
Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности. Для обучения учащихся в соответствии с ФГОС необходима реализация деятельностного подхода.
Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом их формирования у обучающихся на ступени начального общего образования является формирование у младших школьников умения грамотно использовать информационно коммуникативные технологии. В программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта МБОУ ТСОШ№2 получила новое современное оборудование для начальных классов: электронные цифровые микроскопы, датчики, интерактивные доски, ноутбуки, учебно-методические комплексы.
Таким образом созданы все условия для нестандартной подачи материала и проведения уроков. Учитель начальных классов имеет возможность использовать различные модели образовательной среды, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению уровня комфортности обучения;-снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции.
Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.
Интерактивная доска позволяет использовать одновременно и изображения, и текст, и звук, и видео, и ресурсы Интернет, и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.
А также позволяет демонстрировать ученикам:
- презентации, содержащие изучаемый материал;
- иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы);
- текстовый материал;
- материал, оформленный в виде таблиц;
- видеоматериал;
- комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.
Для ребенка интерактивная доска - это новое средство обучения, работать на ней увлекательно, поэтому у младших школьников повышается мотивация на уроке, учащиеся становятся более внимательными. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекая их в учебный процесс. Учащихся привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов. Даже первоклассники быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
- слайд должен содержать минимально возможное количество слов;
- для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ;
- предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации;
- размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт;
- заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;
- чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, равномерно заполнять все экранное поле;
- нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Используя интерактивные игровые упражнения-тренажеры на уроках-тренингах по русскому языку, мы увеличиваем продуктивность уроков .
На уроке русского языка документ-камера позволяет вывести на экран текст и предложить ученикам исправлять ошибки или вставить пропущенные буквы. Можно сделать видеозапись по окружающему миру. Более того, видео можно в любой момент остановить и обратить внимание учеников на какую-либо деталь в кадре, например, обведя её красным цветом, а затем продолжить показ.
На уроках литературы дети могут увидеть фотографии и портреты писателей, репродукции картин, услышать музыку и художественное чтение, что активизирует и визуальные, и слуховые каналы восприятия учебной информации.
На уроках математики с помощью обычных приложений Windows можно производить вычисления, обрабатывать результаты. Чертить графики с помощью компьютера можно настолько чётко, как не всегда получится даже у самого опытного учителя.
Учащиеся охотно выполняют упражнения УМК «Академия наук, тесты и упражнения в онлайн-режиме. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Для начальной школы интерактивная доска — невероятно эффективный инструмент концентрации внимания. Пример: идёт изучение формы и цвета, на доске — набор разноцветных фигур и две линейки. Ученики, выходя по очереди, должны выстроить на одной линейке фигурки одной формы, а на другой — одного цвета. Всё это ребёнок делает сам, что гораздо интереснее, чем проставлять цифры в рабочей тетради.
Младшие школьники с удовольствием передвигают объекты на доске, вписывают нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управляют презентацией, делают чертежи и схемы, динамично дополняют изображение дополнительными рисунками, вносят поправки и дополнения по мере своего рассказа - и это не полный перечень возможностей.
Примерные задания по математике в начальной школе с использованием интерактивной доски:
- Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру.
- Посчитай площадь фигуры с помощью палетки.
- Соединение фигуры с соответствующей формулой площади или периметра.
- Собери новую фигуру.
- Составь закономерность из фигур.
- Удали или добавь лишнюю фигуру.
Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств для изучения программного материала, поэтому преподносимый материал становится более понятным для учеников. Так, при составлении схемы задачи с помощью отрезков ученики пользуются «карандашами» разного цвета. Это позволяет им быстрее увидеть «часть»,« величину», известное и неизвестное, а, значит, быстрее прийти к ответу. Яркое цветовое решение условия задачи имеет огромное преимущество перед записями, сделанными мелом на обычной доске: делает трудный вид задания более простым.
Таким образом применение информационных технологий позволило расширить возможности получения учебной информации, наполнить урок новым содержанием. В результате более легко и быстро протекает учебная деятельность младших школьников, благодаря чему снижается утомляемость. Ребёнок становится творческим, инициативным, активизируются все психические процессы, что способствует продуктивности учебной деятельности.
Литература:
- Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков. - Волгоград, 2009.
- Пейперт С. «Переворот в сознании: дети. Компьютеры и плодотворные идеи»М.-Педагогика,1989.
- Беспалько В.П. «Образование и обучение с участие компьютеров»- М. Издательство «Феникс»2002г.