Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Ширинкина Ольга Борисовна
Организация: МАДОУ «Детский сад №8»
Населенный пункт: Пермская область, г. Кунгур
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:
·сохранить здоровье детей;
·создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
·обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Предлагаю вашему вниманию развлечение на данную тему.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ».
ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.
ЗАДАЧИ:
1.ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТЬ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.
2.СПОСОБСТВОВАТЬ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
3.СОЗДАТЬ РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ, ВЫЗВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДЪЁМ,ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ОБЩЕНИЯ С ПЕРСОНАЖЕМ.
4.РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СОПЕРЕЖИВАТЬ, ПРИХОДИТЬ НА ПОМОЩЬ ТЕМ, КТО В НЕЙ НУЖДАЕТСЯ.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ( МЫЛО, ЗУБНАЯ ПАСТА, ЗУБНАЯ ЩЁТКА, ПОЛОТЕНЦЕ, НОСОВОЙ ПЛАТОК, ЗЕРКАЛО)
КАРТИНКИ ПОЛЕЗНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОДУКТОВ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1.ЧТЕНИЕ СКАЗОК И СТИХОВ О ЗДОРОВЬЕ.
2.БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ НА ТЕМУ « МОЁ ЗДОРОВЬЕ».
3.РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНОК « ВИДЫ СПОРТА».
4.ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК О ПРЕДМЕТАХ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ.
5.ПОИГРАТЬ В ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ « ВАЛЕОЛОГИЯ», «ПОЛЕЗНО- ВРЕДНО».
ХОД:
ПЕРЕД ЗАВТРАКОМ РАЗДАЁТСЯ ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК .ВОСПИТАТЕЛЬ ГОВОРИТ С КЕМ-ТО ПО ТЕЛЕФОНУ.
ВОСПТАТЕЛЬ.: РЕБЯТА, НАМ ТОЛЬКО ЧТО ЗВОНИЛА БАБА ЯГА. ОНА ПЛОХО СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ.ТО СПИНА У НЕЁ БОЛИТ, ТО ЖИВОТ.НАСТРОЕНИЕ НЕВЕСЁЛОЕ, НИЧЕГО НЕ РАДУЕТ.ГОВОРИТ,ЧТО НИ ДОКТОРА, НИ ПРИМОЧКИ ВСЯКИЕ НЕ ПОМОГАЮТ. ОНА ПРОСИТ,ЧТОБЫ ПРИШЛИ ВЫ К НЕЙ В ГОСТИ. МОЖЕТ, ПОДСКАЖИТЕ ЕЙ , ЧТО СДЕЛАТЬ ЧТОБЫ ПОПРАВИТЬ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ДЕТИ ОБСУЖДАЮТ ПРОБЛЕМУ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:.НО ПЕРЕД ДАЛЬНЕЙ ДОРОГОЙ НУЖНО НАМ ПОДКРЕПИТЬСЯ.САДИМСЯ ЗАВТРАКАТЬ.
ПОСЛЕ ЗАВТРАКА .
ВОСПИТАТЕЛЬ: А ВЫ, НЕ БОИТЕСЬ БАБУ – ЯГУ? НУ ТОГДА ОДЕВАЕМСЯ ПОТЕПЛЕЕ И ВПЕРЁД.( ДЕТИ ИЗОБРАЖАЮТ ОДЕВАНИЕ ОДЕЖДЫ).
ДЕТИ ЗАХОДЯТ В ЗАЛ, ИХ ВСТРЕЧАЕТ БАБА ЯГА.
БАБА ЯГА.: МОЛОДЦЫ, ЧТО ВЫ ПРИШЛИ. А Я ВСЁ БОЛЕЮ ( ДЕРЖИТСЯ ЗА СПИНУ) ТО ТУТ БОЛИТ, ТО ТУТ. НИЧЕГО НЕ РАДУЕТ. (ВЗДЫХАЕТ).
ВОСПИТАТЕЛЬ.:ХВАТИТ ОХАТЬ И РЕВЕТЬ
ПЛОХО БАБУШКА БОЛЕТЬ.
ТЫ УЗНАЕШЬ ОТ РЕБЯТ
КАК ЗДОРОВОЙ, СИЛЬНОЙ БЫТЬ
КАК БЕЗ ГРУСТИ ДЕНЬ ПРОЖИТЬ.
ПРАВДА, ДЕТИ, МЫ ВЕДЬ СМОЖЕМ
И ВСЕ БАБУШКЕ ПОМОЖЕМ.
ДЕТИ: ДА, ПОМОЖЕМ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: МЫ СЕЙЧАС С РЕБЯТАМИ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ. ВСТАВАЙ ВМЕСТЕ С НАМИ, ВСЁ КАК РУКОЙ СНИМЕТ, И СПИНА ПЕРЕСТАНЕТ БОЛЕТЬ.
БАБА ЯГА.:ПОПРОБУЮ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: ГОТОВЫ ДЕТИ? ГОТОВА БАБУЛЯ?
ЗАРЯДКА.
ЕСТЬ В БОЛЬШОМ ЛЕСУ ИЗБУШКА
СТОИТ ЗАДОМ НАПЕРЁД
(ДЕТИ РУКАМИ ПОКАЗЫВАЮТ ИЗБУШКУ И ПОВАРАЧИВАЮТСЯ ВОКРУГ СЕБЯ)
В ТОЙ ИЗБУШКЕ ЕСТЬ СТАРУШКА
БАБУШКА ЯГА ЖИВЁТ
(ПРИСЕДАНИЕ С ХЛОПКАМИ)
НОС КРЮЧКОМ (ПОКАЗЫВАЮТ)
ГЛАЗА БОЛЬШИЕ
(КРУГОВЫЕ ВРАЩЕНИЯ РУК В СТОРОНЫ)
СЛОВНО ИСКОРКИ ГОРЯТ
(СЖИМАНИЕ И РАЗЖИМАНИЕ ПАЛЬЦЕВ В КУЛАКИ)
УШИ СТАРЫЕ, ГЛУХИЕ
НО ПОДСЛУШАТЬ ВСЁ ХОТЯТ.
(НАКЛОНЫ ВПРАВО, ВЛЕВО С ВЫСТАВЛЕНИЕМ ЛАДОНЕЙ ВОЗЛЕ УШЕЙ).
ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ.
БАБА ЯГА.:ВСЁ ПРО МЕНЯ, ВЕРНО. СПИНЕ- ТО,ПОЛЕГЧЕ СТАЛО.
ВОСПИТАТЕЛЬ.: ВОТ ВИДИШЬ, БАБА ЯГА. РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО НУЖНО ЕЩЁ ДЕЛАТЬ БАБЕ ЯГЕ, ЧТОБЫ СТАТЬ ЗДОРОВОЙ?
ДЕТИ: ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ, СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ, ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ, МЫТЬСЯ.
ВОСПИТАТЕЛЬ.: ПРАВИЛЬНО! МОЛОДЦЫ! КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ САМ УКРЕПИТЬ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ТЕБЯ, БАБА ЯГА МЫ НАУЧИМ БЕРЕЧЬ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ. СНИМАЙ-КА СВОИ ПЕРЧАТКИ, ПЛАТОК.
(БАБА ЯГА СНИМАЕТ ПЕРЧАТКИ, А РУКИ У НЕЁ ГРЯЗНЫЕ)
ВОСПИТАТЕЛЬ: ТЫ ПОЧЕМУ РУКИ НЕ МОЕШЬ?
БАБА ЯГА.:А ЗАЧЕМ, МНЕ И ТАК ХОРОШО.
ВОСПИТАТЕЛЬ.:А ДАВАЙ СПРОСИМ У РЕБЯТ. НАДО МЫТЬ РУКИ ИЛИ НЕ НАДО И ЗАЧЕМ?
ДЕТИ: ЧТОБЫ ГРЯЗЬ И МИКРОБЫ НЕ ПОПАДАЛИ К НАМ В ОРГАНИЗМ.
ВОСПИТАТЕЛЬ.:ПОНЯЛА, БАБА ЯГА.
БАБА ЯГА: НУ И ПУСТЬ ПОПАДАЕТ, МНЕ-ТО ЧТО.
ДЕТИ: ТЫ МОЖЕШЬ ЗАБОЛЕТЬ.
БАБА ЯГА.:(СМОТРИТ НА РУКИ) СЕЙЧАС ПОМОЮ.
(СНИМАЕТ ПЛАТОК, А ВОЛОСЫ НЕ РАСЧЁСАНЫ).
ВОСПИТАТЕЛЬ: КАК ТЕБЕ НЕ СТЫДНО, ТЫ ДАЖЕ НЕ ПРИЧЕСАЛАСЬ!
БАБА ЯГА: Я И ТАК КРАСАВИЦА!
ВОСПИТАТЕЛЬ: ДАЁТ Б.Я.ЗЕРКАЛО.
ПОСМОТРИ НА СЕБЯ.
БАБА ЯГА: ДА НИЧЕГО ВРОДЕ, ВСЁ ПРИ МНЕ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А ТЫ ПОСМОТРИ НА НАШИХ РЕБЯТ, КАКИЕ ОНИ ПРИЧЕСАННЫЕ И ОПРЯТНЫЕ.
(Б.Я.СМОТРИТ И СОГЛАШАЮТСЯ).
БАБА ЯГА: ТАК ВЕДЬ НЕ ЗНАЮ Я, КАК КРАСИВОЙ СТАТЬ! ПОМОГЛИ БЫ ВЫ МНЕ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: НУ ЧТО, РЕБЯТА, ПОМОЖЕМ?
ПОИГРАЕМ В ИГРУ « ЧИСТЮЛЯ».
(НА ДВУХ СТОЛАХ РАЗЛОЖЕНЫ ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ И ИГРУШКИ, ДЕТИ ВЫБИРАЮТ ТОЛЬКО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ Б.Я СТАТЬ КРАСИВОЙ).
ВОСПИТАТЕЛЬ.:ВСЁ ЭТО ДЕТИ СОБРАЛИ ДЛЯ ТЕБЯ. СКОРО БУДЕШЬ КРАСАВИЦЕЙ. ИДИ, ПРИХОРАШИВАЙСЯ.
БАБА ЯГА: ЧУТЬ ПОПОЗЖЕ. ЧТО-ТО Я ПРОГОЛОДАЛАСЬ, НАДО В ЛЕСНОЙ МАГАЗИН СХОДИТЬ, ЧТО-НИБУДЬ ВКУСНЕНЬКОЕ СЕБЕ КУПИТЬ.
ВОСПИТАТЕЛЬ.: А ЧТО ТЫ ЛЮБИШЬ КУШАТЬ?
БАБА ЯГА. : ЛЯГУШЕК СУШЕНЫХ, МЫШЕК В САХАРЕ, ПАУЧКОВ МАРИНОВАННЫХ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЭТО ВКУСНО?
А ПОЛЕЗНО?
(БАБА ЯГА СПОРИТ С РЕБЯТАМИ).
БАБА ЯГА. : А ВЫ-ТО САМИ ЗНАЕТЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ?
ВОСПИТАТЕЛЬ: А МЫ ЭТО БАБУЛЯ СЕЙЧАС ПРОВЕРИМ.
ИГРА « ПОЛЕЗНО- ВРЕДНО».
(ВОСПИТАТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ КАРТИНКИ ПОЛЕЗНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОДУКТОВ.)
ВОСПИТАТЕЛЬ.:Я СЕЙЧАС ВАМ БУДУ ПОКАЗЫВАТЬ КАРТИНКИ, ЕСЛИ ЭТО ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ – ВЫ ХЛОПАЕТЕ В ЛАДОШИ, ЕСЛИ ВРЕДНЫЕ- ВЫ ТОПАЕТЕ.
(БАБА ЯГА ДЕЛАЕТ ВСЁ НАОБОРОТ).
ВОСПИТАТЕЛЬ.: РЕБЯТА, А СКАЖИТЕ ЧЕМ ЭТИ ПРОДУКТЫ ПОЛЕЗНЫ?
ДЕТИ: В НИХ ЕСТЬ ВИТАМИНЫ.
БАБА ЯГА: А ЧТО ТАКОЕ ВИТАМИНЫ?
ДЕТИ: ЭТО ПОЛЕЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ОНИ ПОМОГАЮТ НАМ РАСТИ, БОРОТЬСЯ С БОЛЕЗНЯМИ, НАБИРАТЬСЯ СИЛ.
ВОСПИТАТЕЛЬ.: ТЕПЕРЬ ТЫ, БАБА ЯГА, ПОНЯЛА, КАКИЕ НАДО ЕСТЬ ПРОДУКТЫ, А КАКИЕ НЕТ?
БАБА ЯГА: ДА. СПАСИБО РЕБЯТАМ.
ВОСППИТАТЕЛЬ.: Я СМОТРЮ ТЕБЕ ПОШЛО НА ПОЛЬЗУ ОБЩЕНИЕ С НАШИМИ РЕБЯТАМИ. МЫ ОЧЕНЬ РАДЫ, ЧТО СМОГЛИ ТЕБЕ ПОМОЧЬ. НО ЧТО-ТО МЫ ЗАСИДЕЛИСЬ. ПОРА И ПОИГРАТЬ.
ТАНЕЦ « ЕСЛИ НРАВИТСЯ ТЕБЕ, ТО ДЕЛАЙ ТАК».
ВОСПИТАТЕЛЬ.: А СЕЙЧАС Б.Я. РЕБЯТА ТЕБЕ НАПОМНЯТ, КАК МОЖНО УКРЕПЛЯТЬ ЗДОРОВЬЕ.
1 РЕБЁНОК. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ВСЕМ ПОНЯТНО
ЧТО ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ПРИЯТНО
ТОЛЬКО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ,
КАК ЕМУ ЗДОРОВЫМ СТАТЬ.
2 РЕБЁНОК. В МИРЕ НЕТ РЕЦЕПТА ЛУЧШЕ
БУДЬ СО СПОРТОМ НЕРАЗЛУЧЕН
ПРОЖИВЁШЬ СТО ЛЕТ, ВОТ И ВЕСЬ СЕКРЕТ .
3 РЕБЁНОК. ПРИУЧАЙ СЕБЯ К ПОРЯДКУ
ДЕЛАЙ ПО УТРАМ ЗАРЯДКУ.
СМЕЙСЯ ВЕСЕЛЕЙ, БУДЕШЬ ЗДОРОВЕЙ.
4 РЕБЁНОК. ЧТОБ ЗДОРОВЫМ БЫТЬ- УЧТИТЕ ВЫ ЗАРАНЕЕ
ЧТО ВСЕМ НЕОБХОДИМО ПОЛЕЗНОЕ ПИТАНИЕ
И ЗАПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ, ИДЯ ПО МАГАЗИНАМ
НЕ СЛАДКОЕ ИЩИТЕ, ИЩИТЕ ВИТАМИНЫ!
БАБА ЯГА.: РЕБЯТА, СПАСИБО ВАМ. ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВОЙ. ПОЙДУ, СВАРЮ СЕБЕ КАШКИ, ПОТРУ МОРКОВКИ, СЪЕМ ЯБЛОЧКО И У МЕНЯ ТОЖЕ БУДУТ В ОРГАНИЗМЕ ВИТАМИНЫ.
ВОСП. ДА И НАМ , РЕБЯТА, ПОРА ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ГРУППУ.Я ВАС ХОЧУ УГОСТИТЬ ВКУСНЫМИ И ПОЛЕЗНЫМИ ВИТАМИНАМИ И ПОЖЕЛАТЬ ВСЕМ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Список литературы.
1.Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 2 – 4 лет. Волгоград: Учитель, 2008.
2.Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2008.
3.Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
4.Павлова М. А. Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2009.