Межполушарное взаимодействие — основа интеллектуального развития ребенка

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Волкова Оксана Николаевна

Организация: МБДОУ №50

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Цель: выявить скрытые способности детей дошкольного возраста и расширить границы возможностей, гармонизировать работу мозга в целом.

Задачи:

  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики; развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

Актуальность:

Межполушарное взаимодействие.

Особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Головной мозг - это самый загадочный орган человека. Развитие головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.

Мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого. Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.

Правое полушарие отвечает за воображение, оно позволяет человеку мечтать, воображать, фантазировать, и, как следствие, - сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.

 

Работа обоих полушарий очень важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения, одно из полушарий развивается активнее другого.

 

Необходимо развивать межполушарные связи, это очень просто сделать, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела, т. е. выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой – левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи. Существуют простые упражнения, стимулирующие активность головного мозга, посредством воздействия на рефлекторные точки. В результате применения этих упражнений, ребёнок сможет дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. А помогут нам в этом кинезиологические упражнения.

Что такое кинезиология?

Кинезиология (кинезис движение, логос учение) – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Значение кинезиологических упражнений:

- укрепление физического здоровья;

- улучшение памяти, внимания;

- развитие речи и пространственных представлений;

- снижение утомляемости и повышение способностей;

Развитие межполушарного взаимодействия

Прежде чем приступить к упражнениям, необходимо детям показать, где правая сторона, а где левая. Для закрепления, сначала попросить поднять правую руку, затем попросить, чтобы ребенок взял этой же рукой какой-то предмет. И наоборот, проделываем все с левой рукой. Можно попросить что-то изобразить поочередно руками в воздухе.

По мере успешного выполнения легких упражнений, можно постепенно усложнять.

Проводить упражнения на развитие межполушарных связей необходимо в первой половине дня и длительность занятий не должна превышать 15 минут.

2. Практическая часть.

  • Кинезиологические упражнения

«Зеркальное рисование». Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные — зеркальные — рисунки.

«Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6–8 повторений.

«Колечко». Поочередное перебирание (соединение кончиков) пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.

«Ухо — нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6–8 повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.

«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).

«Перекрестные движения». Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.

«Горизонтальная восьмерка». В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе. Важно следить глазами за движениями рук.

  • Игры

Игра «Опиши, что вокруг».

На улице попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.

Игра «Прикосновения»

Ход:

Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства.

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

Игра «Слепые шаги»

Ход:

Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к воспитателю.

Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.

Игра «Рыба, птица, зверь» (для детей с 4 лет)

Цель: развитие переключения внимания, памяти, мышления.

Ход:

Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.

Игра «Фигуры»

Цель: расширение объема запоминания зрительной информации, анализ пространственной организации стимулов.

Ход:

Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры усложняются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный анализ фигуры.

Игра «Вспоминаем знакомые движения»

Цель: активизация долговременной двигательной памяти.

Ход:

Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки, лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т. п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.

На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».

 

  • «Логоритмика». Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивает взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи. Также на пользу для развития межполушарного взаимодействия пойдут занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.

 

Литература

1. ВиноградоваА. Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М.: Издательство: Теревинф, 2006.

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.

3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - С-П.: издательство «Сага», 2002.

4. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М, 2002.

5. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003.

6. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.

Опубликовано: 03.12.2021